Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.2

Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.1
04.07.2018
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.3.1
18.07.2018

Сложные адаптативные системы, особенности живые существа, допускают в свой природе хаос, который позволяет им быть достаточно гибкими и податливыми, предоставляя тем самым возможность приспосабливаться к изменчивым условиям окружающего мира. Не всякое изменение — адаптация, а если и адаптация, то не обязательно наилучшим образом замысленная, поскольку естественный отбор может работать только с наличным материалом. Тем не менее, многое происходящее с нашим мозгом и мозгом наших предков, имело адаптативный характер, и было полезным для выживания.

Эволюция живой системы от биологических форм к социальной организации шла по пути увеличения точности и дальности прогнозов, расширение диапазона прогнозируемых явлений. Возможности прогнозирования определяются главным образом точностью и полнотой информации о состоянии прогнозируемой системы. Возможности прогнозирования поведения системы определяются, главным образом, устойчивостью этой системы. Если система устойчива то ее поведение хорошо прогнозируемо.

Любой живой организм представляет собой систему, стремящуюся сохранить постоянство своего гомеостаза, то есть удержать стабильность таких внутренних параметров, как температура, давление, химический состав и др. Механизмом поддержания служит хорошо известный в кибернетике принцип отрицательной обратной связи. Этот принцип является по существу механизмом сохранения гомеостатического равновесия, когда управляющая система реагирует на рассогласование действительного состояния организма, от заданного, и определенными действиями стремится ликвидировать это рассогласование.

Академик Петр Кузьмич Анохин сформулировал принцип эффективного поддержания постоянства гомеостатического равновесия, который сопоставим с принципом программного управления (без обратной связи) в рамках теории автоматического управления. Согласно П.К. Анохину любой живой организм, чтобы обеспечить свое выживание в определенных внешних условиях (сохранить постоянство гомеостаза), должен уметь заранее готовится к тем внешним воздействиям, которые жизненно важны для его существования. Термин описывающий этот вид деятельности был назван антиципация (от латинского anticipio- предвосхищаю), и его проявление можно отследить во всех областях человеческой активности, как то трудовая деятельность, повседневная жизнь, спорт.

Широко известно, что всякий организм избирателен по отношению к окружающей его среде. Исходя из этого утверждения, каждое животное обладает опытом лишь по отношению к тем сторонам окружающего мира, которые в качестве раздражителей возбуждают имеющиеся у него рецепторные системы. Далее не подлежит сомнению тот факт, что определенные раздражения и раздражители, вызывающие какие-то реакции у животных, могут не вызвать в человеком организме ни какого отклика или во всяком случае, быть за порогом сознательного восприятия. Таким образом получается, что из всего разнообразия природного мира человеку доступно только то, что соответствует его когнитивным и деятельностным способностям, которые непосредственно определены его телесностью (психофизические, психофизиологическое  возможности), а также теми поведенческими стереотипами, программами, что создают целостную структуру индивида как личности.

Для человеческой сенсорной системы классификация адекватных раздражений может быть осуществлена на основе различных областей естествознания, главным образом физики и химии. Информация, содержащаяся в объемлющем свете, в колебаниях, в механических и химических воздействиях, неисчерпаема. Внешние информационные потоки, воздействующие на органы чувств субъекта и, в перцептивных процессах, формирующиеся в целостные образы объектов, возможно, являются средством управления динамическим хаосом, в структурном подходе по управлению сознательной деятельностью человека.

Определением понятию информация, в самом широком смысле, могут быть любые сведения, передаваемые путем речи или письма, по телеграфу или по радии, путем любых условных сигналов (механических, световых, звуковых, электрических или тепловых). Также для этого подходят любые воздействия, которые могут восприниматься и передаваться во временной последовательности или развертываться в пространстве какой-либо системы. Хранение осуществимо в виде таких записей, которые могут быть расшифрованы и вновь преобразованы в сообщения, или же реализованы в виде каких-либо действий с помощью которых информация может быть воспроизведена.

В теории информации существует представление о точности передачи информации о каком-либо объекте независимо от перекодирования, это этап передачи информации, когда сохраняется эквивалентная информация об объекте. Процесс информации, в каком бы звене передачи мы его не исследовали, принципиально содержит в себе все то, что составляет наиболее характерные черты исходного объекта, однако все эти признаки могут быть представлены в разных кодах. Исходный объект мог бы быть воспроизведен во всех своих чертах, если бы нашелся способ декодировать поток информации именно в данном звене ее передачи.

Исследования в области когнитивных дисциплин показывают, что нервная система человека не “обрабатывает” никакой информации, занимаясь чем-то вроде отбора, из существующих дискретных элементов, лежащих во внешней среде, она, являясь познающей системой, взаимодействует с окружающим миром непрерывно видоизменяя свою структуру. Наше мышление всегда сопровождается телесными ощущениями (к примеру человеческий интеллект, память, решения  никогда не бывают полностью рациональными, они всегда окрашены эмоциями) и процессами, которые говорят о том, что человек думает вместе со своим телом.

В европейской мыслительной традиции укоренено представление о думании прежде всего мозгом или проще говоря «головой». Логика такой направленности мысли и ожиданий понятна, ведь если мыслительные процессы, это то что происходит в голове человека (это уже хорошо описывается информационной и компьютерной метафорой), то идея о том, что дальнейшее развитие и совершенствование этих средств на каком-нибудь этапе произведет такую же сложность, как и человеческая интеллектуальность. В действительности же все совсем иначе: человек думает всем своим существом, всем телом, и те составляющие мыслительных процессов, которые протекают в голове (мозге), лишь часть обще телесных процессов.

Для теории извлечения информации нужна концепция воспринимающих систем, а не концепция чувств. У системы есть органы чувств, у чувств – рецепторы.  Восприятием представляется процесс сбора информации о дистальных объектах, осуществляемый с помощью локомоций и предметных действий. Сложная система человеческого организма способна ориентироваться, исследовать, обследовать, подстраиваться, оптимизировать, извлекать, выходить из состояния равновесия и приходить в него.

Воспринимающую систему определяют органы и его (органа) настройка, необходимая для его функционирования на том или ином уровне. Сами по себе, отдельно взятые, чувства на это не способны. В составе отдельных специфических чувств рецепторы могут только пассивно подвергаться стимуляции, тогда как в случае воспринимающей системы предполагается, что замкнутый контур «вход-выход» получает информацию активно. Каждый орган встроен в иерархическую систему взаимного соподчинения. На любом уровне этой системы центробежные и центростремительные волокна нервной системы должны рассматриваться как единый замкнутый контур.

На основе уже вышесказанного в организме может быть выделена способность одной из частей организма реагировать на предмет, еще находящийся на известном расстоянии от него, обеспечивая некоторый интервал времени в течении которого имеется возможность предпринять ответные предварительные действия с целью осуществить успешную попытку прийти в контакт или избежать контакта с данным предметом. Рецепторные органы, приспособленные к восприятию запахов, света и звука, раздражаются при непосредственном соприкосновении с этими агентами, например, со световыми колебаниями, колебаниями воды, воздуха или с пахучими частичками, вызывают реакции,  проявляя их приспособительные характеристики. Используя факторы внешней среды (холод, тепло, механическое воздействие, электромагнитное воздействие) в наблюдении и изучении показателей функциональных систем человека создаются все предпосылки для поэтапного развития понимания о структурах находящихся на границе между физиологией и психологией.