Парадигма самоорганизации или другими словами синергетическая парадигма, влечет за собой, как это представляли И.Пригожин и И. Стенгерс, новый диалог человека с природой, а также вплотную подводит и к диалогу на новых ступенях эволюции самим собой и с другими людьми. Синергетическая парадигма позволяет со-образовать взгляд человека на природу, себя самого синтез человеческого знания и мудрости. Синергетика открывает другую сторону мира, по сути, не традиционный взгляд, где мир предстает в его нестабильности, нелинейности и открытости, с возможностью прогнозирования будущего и возможно по-новому взглянуть на человека как многомерного целостного явления окружающего мира.
«Мы видим Вселенную такой, как она есть, потому что существуем сами» такова принципиальная позиция антропного подхода к существованию всего «сложного» в этом мире. Всему сложному в этом мире присуща избирательность, что позволяет тем самым характеризовать сложные системные процессы в эволюционном направлении как сложно развивающиеся, протекающие в узком диапазоне все усложняющихся форм и структур, способствуя реализации мало вероятностных событийных направлений.
В целом для живых систем присуще самоподдержание развития, на основе принципов самоорганизации сложности системных процессов, где сложность есть балансирование на краю хаоса. Сложность структуры всегда обусловлена режимами с обострением, когда характерные величины (энергия, численность населения) достигают бесконечности за конечный временной этап. Сложность структуры есть балансирование на краю хаоса, как на «лезвии бритвы».
Сложная организация «души-тела», психики и соматики человека балансирует «на краю хаоса», на границе между жизнью и смертью. Человек, как и многие живые существа в природе, способен непрерывно восстанавливать себя поддерживая свою идентичность в объективированной физической пространственной и временной проявленности телесной организации в также и на духовно-смысловом плане бытия.
Многомерность и иерархичность человеческой природы, структурные и функциональные его основы зависят от взаимодействия с внешней средой, так как подчинены принципу вложенности, фрактальности. Вообще все пространство Вселенной фрактально и несет в себе бесконечное множество повторений. Человек является частью Вселенной, в которой происходят крупномасштабные процессы инвариантности, с бесконечной повторяемостью, но остающихся по преимуществу в бессознательной части. По утверждению Д.Бома все, включая материю и сознание, оказывает влияние на целое, а посредством целого на все компоненты. Теория холодинамики описывает явления как, целостную структуру вплетенную в иерархический строй более наиболее общего, целостного».
Основной принцип голограммы «все в каждой части», где «каждый пространственно-временной участок мира содержит в себе весь порядок Вселенной. Это включает в себя как прошлое, так и настоящее, и будущее, подобно голограмме. Человеческий мозг также как все многомерное пространство подобен голограмме каждого участка мира и содержит в себе возможно всю информацию о структуре Вселенной, в которой внешняя среда и сознание каждого субъекта оказываются бесконечно взаимосвязаны.
Принцип иерархической организации поможет лучше понять структуру окружающих объектов с психофизической стороны, рассмотреть структуру психофизиологии эмоций и роль регуляционно-волевой составляющей высших душевные переживания человека, в контексте биосоциального подхода к природе человеческого существа.
Безграничность развития личности человека аналогична безмерности расширения и усовершенствования соответствующего ему фрактала. Как личность постоянно совершенствуется и развивается, также и развивается фрактальная структура олицетворяющая индивида изменяясь и прогрессируя. Мозг работает по принципу голограммы, храня знания по принципу все в каждой части. Реальность и сознание представляют собой единое целое. Сознание рассматривается как взаимосвязанность фрактальных структур внутреннего и внешнего мира.
Т.В. Черниговская пишет в одной из своих книг, «мозг находится в мире, а мир в мозге и в большей степени им определяется», т.е. окружающий мир и мозг должны рассматриваться как взаимопроникающие структуры. Знания, которые субъект черпает из окружающего мира и его социального взаимодействия, есть ментальное отражение вызванных эмоций, и они представляют собой основу для конструирования нелинейного информационного прообраза внешнего мира. Знание же, как мы помним, есть сила. Эта сила позволяет говорить о длительном этапе накопления знаний, что в свою очередь позволяет говорить о возможности использовать силу знаний для выживания человеческого вида.
Продолжение следует …