Опыты с раздражением разных подкорковых структур головного мозга (через вживленные электроды) сделали возможным расшифровку происходящих в человеческом организме психофизиологических механизмов отвечающих за поведение. В результате исследований на животных учеными был выявлен целый ряд участков мозга, в ходе раздражения которых возникали разные поведенческие реакции. Эти участки в основном совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминергических нейронов и адренергических нейронов в среднем мозге. Поскольку электростимуляция действительно усиливает синтез и секрецию соответствующих медиаторов (дофамина и норадреналина), предполагается, что один из них или оба играют существенную роль в возникновении положительных и отрицательных эмоций.
Все психические состояния (положительные или отрицательные) являются эмоцией, за их появление во многом отвечает сложный набор структур головного мозга — лимбическая система, которая также отвечает за регуляцию более базовых человеческих функций, например циркадных ритмов. Эмоция — это реакция человека на определенный внешний (из окружающего мира) или внутренний (например, мысленный) стимул и на то, что за этим стимулом может последовать.
Многочисленные исследования советских и зарубежных специалистов показали, что основным субстратом мотивационных поведенческих центров оказалась лимбическая система, в состав которой входят такие структуры как извилины коры, гиппокамп, миндалины, ядра гипоталамуса и некоторые другие. Академик П.К. Анохина назвал “лимбус” (лат. limbus — рубеж, край, предел) высшим представительством названных органов, которые отвечают за эмоциональное состояние.
Эмоции есть механизм, с помощью которого лимбическая система (этот своеобразный пульт управления) вместе с корой больших полушарий регулируют работу сенсорно-моторной части центральной нервной системы и внутренних органов. Центральным компонентом лимбической системы является структура под названием гипоталамус. Его можно считать материальная основа эмоций, так сказать нервным субстратом, который ответственен преимущественно за вегетативные проявления эмоций, а именно изменение частоты и силы сердечных сокращений, артериального давления, дыхания.
Через механизм эмоций лимбическая система может, как улучшать, так и мешать выработке адаптативного поведения в случаях приспособления организма к изменяющимся условиям среды. На внешнее воздействие она не всегда отвечает адекватно, что предполагает искажение внешнего информационного потока. Это может происходить из-за того, что особенностью лимбической системы является наличие структур имеющих простые двусторонние связи, и сложные пути образующие множество замкнутых кругов. Вероятно, это является некой охранной функцией самой лимбическая системы, которая таким образом защищает вышерасположенные корковые и глубокие структуры, от воздействий расположенных ниже функциональных систем внутренних органов. В свою очередь и обратное действие корковых структур, когда через лимбические подразделения, оказывается влияние на нижележащие системы органов и их системные взаимосвязи, а также структуры мозжечка и стабилизирующих осей глубокой скелетной мускулатуры.
В таких условиях структурная организация лимбической системы может создавать условия для длительного циркулирования одного и того же возбуждения внутри системы и, тем самым, способствуя сохранению единого состояния и навязывание этого состояния другим системам мозга. Таковы вероятные причины длительных депрессивных состояний у человека, попавшего в «порочный круг» эмоционального опустошения. Ведь как мы знаем человек постоянно пребывает в том, или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мышление и поведенческие реакции.
В древности, гнев и ярость одни из самых ярких эмоциональных состояний, немедленно выплескивались в двигательной активности человека. Он набрасывался на обидчика, выплескивая свое негативное эмоциональное напряжение тем самым устраняя причины своего эмоционального напряжения через двигательную активность. Изменяя статус нейрогуморального состояния, человек получал разрядку и психофизическую релаксацию. В век современной цивилизации такая разрядка многим из нас видится, слава богу, невозможной, но это, в сущности, и становится камнем преткновения современных людей, у которых с нарушением нейрогуморального статуса организма, происходит увеличение невротических и висцеральных заболеваний.
Важной составляющей высшей нервной деятельности человека является ретикулярная формация (reticulum-сеточка, formatio-образование) которая связана с лимбической системой и которая имеет большое значение в структурном формировании эмоциональных состояний. Ретикулярная формация получает информацию от всех органов чувств, внутренних и других органов оценивает ее, фильтрует и передает в лимбическую систему и кору большого мозга. Она регулирует уровень возбудимости и тонуса различных отделов центральной нервной системы, включая кору мозга, играет важную роль в сознании, мышлении, памяти, восприятии, эмоциях, целенаправленных движениях, а также в механизмах формирования целостных реакций организма.
Функции ретикулярной формации до конца еще не изучены. Многое становится ясным при оценке «регулирующей» роли ретикулярной формации с позиций кибернетики, что позволяет говорить о включенности этой подкорковой структуры в управление поведением через связи с различными отделами центральной нервной системы, куда импульсы поступают от различных афферентных нейронов. Она важна в регуляции уровня сознания путем воздействия на активность корковых нейронов, участвуя в цикле сон- бодрствование.
Ее функциональные особенности придают аффективно-эмоциональную окраску сенсорным стимулам, в том числе болевым сигналам путем проведения афферентной информации к лимбической системе. Она участвует в вегетативно регулирующих функциях организма и его, жизненно важных механизмах, как то циркуляторных рефлексах, дыхательных рефлексах, рефлекторных актах глотания, чихания, при которых должны взаимно координироваться разные афферентные и эфферентные системы. Она отвечает за интеграцию сенсорной информации, принимая участие и в контроле над деятельностью всех эффекторных нейронов (моторных и вегетативных).
Помимо участия в обработке сенсорной информации (так называемый неспецифический канал) ретикулярная формация берет на себя функции управления двигательной системой, участвуя в регуляции целенаправленных движений, в качестве важного компонента двигательных центров ствола мозга. Существует много данных позволяющих считать, что первая, начальная группа двигательных реакций ориентировочного рефлекса может интегрироваться на уровне среднего мозга, а именно на уровне ретикулярной формации. В эту структуру поступают коллатерали из всех восходящих систем организма. Таким образом, она тесно связана с корой больших полушарий, благодаря чему формируется функциональная связь между внешними (периферическими) отделами ЦНС и стволом головного мозга.
Важно понимать, что ретикулярная формация может оказывать на кору полушарий головного мозга не только возбуждающее и тормозящее влияние, но и наоборот, кора также может оказывать влияние на клетки ретикулярной формации. Обладая нисходящим и восходящим сообщением, которое может быть активирующим и тормозящим, она имеет 2-х сторонние связи с нейронами спинного мозга, в основном с мотонейронами, а также с образованиями ствола мозга (с промежуточным и средним мозгом), связана с мозжечком, подкорковыми ядрами (базальными ганглиями), что проявляется в наличии статических и статокинетических рефлексов.