“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.8

“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.7.1.
25.10.2018
Психопрактика вчера и завтра
30.11.2018

Норберт Винер говорил о закодированном сообщении, который может представлять собой, по сути, патер организации. Проводя аналогию между паттернами связи в области теории информации и паттернами области организации в живых системах, он подготовил почву для осмысления живой системы, как структурной совокупности паттернов. Это в дальнейшем помогло рассмотреть процессы извлечения полезной информации с позиций системности, а понимание жизненности, приурочить к  пониманию организации структуры паттерна. По всей видимости, паттерны не могут быть «измерены» и «взвешены», понимание их структуры подразумевает понимание конфигурации неких взаимоотношений, что приводит к необходимости понимания, прежде всего их природы, как некоторого описывающего качества.

В теории информации само понятие информации – это то, что передается по каналам связи, и в этом смысле можно сказать, приходит к человеку откуда-то. Информация усваивается, извне выступая внешними стимулами по отношению к субъекту, не являясь выражающей природой самого субъекта, т.е. параметром личности. Идеи же рождаются и созревают внутри, создаются человеком, неся отпечаток личности самого человека. Сопоставляя понятия «идея» и «информация» в роли потенциальных средств анализа «естественного» интеллекта, нужно прежде всего обратить внимание на то, что информация — это то что имеет направленность «извне – вовнутрь», а идея же напротив, представляется направленной «изнутри – вовне».

Предположим «идеи» могут быть рассмотрены как интегрирующие паттерны организации некоторого состояния, которые возникают не из информации, а из опыта, т.е. внутреннего опыта пережитых состояний. Идея репрезентирует параметры глубинного мира человеческой психики, включая разум (как сознание, так и бессознательные компоненты) и телесность, которая в свою очередь переживает-проживает ее как содержание. Если же приходящая извне, по существу, внешняя для данного конкретного индивида информация по той или иной причине глубоко затрагивает его личностно, начинает восприниматься эмоционально, всем существом человека, она для него проходит обратную трансформацию, вновь превращаясь в идею (только теперь не по отношению к своему творцу, а к ее нынешнему восприемнику). Соответственно она, оказывается по-другому представленной в его нейронных сетях в частности и в его внутреннем мире в целом.

Можно тогда попробовать предположить отличие «идеи» и «информации» в той существующей локализованности (для информации) и, напротив, различимости (для идеи) в пространстве человеческой телесности. Информация, скорее всего, будет по преимуществу репрезентативна в нейронных сетях головного мозга (именно поэтому информационные процессы, осуществляемые «головой», лучше моделируются точными средствами.) Идеи же тогда, скорее всего, имеют возможность быть представленными средствами всей телесности человека.

Живой интеллект (идеальная форма совокупности знаний личности) неразрывно связан с телесностью, его чувственно-эмоциональной составляющей и параметры восприятия, хранения, репрезентации информации существенным образом обусловлены специфическими параметрами человеческой телесности. Сейчас мы приходим к тому выводу, что все операции сознания, все механизмы восприятия несут на себе отпечаток нашей чувственно-эмоциональной телесности, ибо они именно таковыми являются в каждом повседневном опыте человека, и в тоже время, все параметры телесности существенно выражены именно таковыми личностными качественными характеристиками, именно таковыми, а не другими.

Современные психофизиологии изучают человеческое поведение, те процессы в мозгу, которые связаны с формированием мотиваций, потребностей и эмоций, т.е. по сути, субъективной оценкой (на эмоциональном уровне это выражается простым «хорошо-плохо», простой реакцией на поступающую извне информацию, а также субъективным восприятием собственных внутренних когнитивных процессов или восприятием висцеральных систем в организме).

Мы сейчас уже четко понимаем, что эмоции очень важны, и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором повседневно живет человек. Жизнь, лишенная эмоций была бы бессмысленна. Еще до того как психология выделилась в отдельную дисциплину, было замечено что эмоции играют роль в мыслительной деятельности человека. Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Обе формы сопровождаются сдвигами в деятельности внутренних органов, нарушением нейрогуморальной регуляции деятельности той или иной системы. Эмоции выполняют сигнальную, побудительную и интегративную функцию по отношению к различным смысловым образованиям. Эмоции регулируют мышление, выполняя при этом целый спектр различных функций, особенно хочется обратить внимание на их предвосхищающую функцию, которая связанна с активным поиском и преобразованием ситуации.

Л.С. Выготский писал, что эмоции человека изолированы от его инстинктов и большая часть аффектов интеллектуально опосредована, что позволяет эмоции являться компонентом мышления, и таким образом существует связь между аффектом и интеллектом. С.Л. Рубинштейн связывал эмоции с познанием и переживанием, а познавательные процессы образуют единство интеллектуального и эмоционального.

Психические процессы включают в себя эмоционально-волевые и аффективные компоненты. В связи с этим у нас появляется возможностью начать рассматривать соотношение мышления и эмоций через сформулированные  в отечественной и западной психологии представления, тем самым указывая на новый конструкт названный «эмоциональный интеллект» (ЭИ). Это есть способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Эмоциональный интеллект, возможно, рассматривать как предпосылку успешности функционирования человека в его ежедневной жизни, а также в связи с проявлением разнообразных индивидуальных особенностей человека.