Психопрактика вчера и завтра

“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.8
28.11.2018
Психопрактика вчера и завтра
30.11.2018

Мы современные люди очень прагматичны. Мы знаем, что необходимо для того, чтобы купить еду, одежду, кров и средства для передвижения в пространстве. Потребность четко выстраивается в причинно следственных взаимосвязях. И это нас сильно роднит с примитивными популяциями людей живших когда-то и продолжающих жить сейчас в удаленных уголках нашей планеты.

Все шаманские психотехники направлены на утилитарные цели, которые преследовали архаические популяции людей, ну например такие как процессы инициации, шаманские трансовые состояния, где шаман выступал проводником душ умерших, или с целью излечения больного найдя духов болезней и победив их. Для архаических сообществ это прагматическое, четко поставленное действо, с целью решения возникших (перед социумом) проблем.

Мы совсем не изменились за последние 100-150 тыс. лет, я имею в виду анатомические и физиологические особенности нашего вида. Все изменения происходили и происходят в сфере психологии поведения и мышления. Мы ушли так далеко в рассмотрении философских и мировоззренческих проблем в постмодернистском направлении, что в целом потеряли ощущение собственной телесной природы.

Естественность своего телесного прагматизма — соматики — четкость восприятия своего существования в естественных условиях, делают нас намного ближе к архаическим популяциям людей, чем кажется на первый взгляд. Исходя из того, что работа с телом начинается с овладения теми возможностями, которые предоставляет психофизиологической основы человека, мы можем увидеть общность которую постмодернисты потеряли.

Аскетическая подготовка шамана, который в уединении под руководством опытного наставника должен был проделывать ряд упражнений позволяющих подготовить тело к длительным трансовым состояниям, в которых тело шамана подвергалось крайне утомительной физической нагрузке, а также суровой психоэмоциональной перегруженности подвергалась собственно нервная система. По свидетельству этнопсихологов исследующих шаманизм и шаманский транс, в момент, когда шаман находится в экстатическом состоянии он может ощущать необычайную лёгкость во всём теле, позволяющую совершать ему высокие прыжки и прилив мощной силы, с помощью которой он способен поднимать самые тяжелые предметы.

Существует множество техник шаманских инициаций, но все они неизменно включают в себя элементы переживания смерти, расчленения, очищения и воскресения. М. Элиаде в своих работах описывает технику инициаций и сопровождающие этот ритуал переживания, у шаманов якутов, самоедов, тунгусов, бурят, австралийцев, южноамериканских индейцев, индонезийцев и эскимосов. Везде в традициях встречаются описания состояний переживаемые как расчленение тела, смерти и воскресения, и в дальнейшем сопровождаемые чувством исцеления и обновления. В  инициации, как бы умирает «ветхий человек» и воскресает обновленная, укрепленная личность «нового человека» или, «сверхчеловека» существующего внутри архаического общества.

Например, особенностью эскимосского шаманизма является техника созерцания собственного скелета, входящая в индивидуальный опыт инициируемого. Суть этой шаманской техники расчленение «профанного тела», длительное и упорное созерцание себя как скелета, сопровождающееся своеобразной аскезой, предполагающей способность к высокой степени сосредоточенности и визуализации.

Подобные практики существовали и существуют в развитых формах религий. Они выполняются для того, чтобы увидеть всю тщетность и мгновенность мирского, профанного, ведущего неизбежно к смерти. Интересен пример из даосского канонического текста, сохранившего изначальную архаическую семантику скелета и костяка под названием  «Дао дэ цзин», где противопоставляется внешняя красивость, поверхностность сущностной основе естественности скелета, костяка, живота и пищи.

Также можно привести пример из практики тантрического буддизма в Тибете, где монах учится созерцать собственный скелет, с помощью работы мысли и образных представлений, постоянно снимая с себя кожу, мышцы, внутренние органы. Практикой «чод» ученик обучается, сидя на кладбище, медитировать на собственный скелет, постепенно снимая слой за слоем избавляться от привязок во внешнем мире, а также избавляться от иллюзорности телесной организации. Практикуя чод отсекают ум, озабоченный исключительно благополучием нашего собственного «я», развивая осознание того, что другие живые существа важны более, чем мы сами. Тибетское слово «чод» означает «отсечение».