Доброго времени суток друзья!
В традиционных культурах, с существующими до нашего времени ритуальными действиями, такими как, например, практики инициации перехода ребенка мужского пола из-под опеки женщин к мужской части племенного сообщества или некоторые традиционные ритуалы в индуизме, где все зависит от твоего происхождения, и ступени инициации или посвящения четко регламентированы твоей генеалогией.
Инициации считалась универсальными практикой введения человека в мир социальный взаимоотношений. Религиовед, философ, культуролог румынского происхождения М. Элиаде писал,- «обряды посвящения распространены повсеместно в первобытном мире в форме или посвящений взросления, или ритуалов вступления в «мужские союзы», или наконец, испытаний посвящения необходимых для осуществления мистического призвания». Инициация есть научение и введение человеческого существа в смыслополагающие ценностные рамки традиционного общества. Таковыми являются общества, где жестко выстроена структура взаимосвязей межполовая, возрастная, а также иерархически упорядочены все взаимодействия внутри сообщества, тем самым способствую сохранению из поколение в поколение уклада, обрядов, традиций.
Процесс инициации был суровым испытанием на прочность для каждого члена сообщества. В разных обществах прохождение этапов инициации занимало разное количество времени от нескольких дней до нескольких лет. Это могли быть испытания связанные с опасностью для жизни. Также для большинства сообществ возрастные инициации и инициации в тайные сообщества и союзы приводили неофита к «возрождению в новой жизни», свидетельствуя тем самым о символической смерти и возрождении в новом статусе. Элиаде указывает, что любая инициация это сначала «смерть» и только потом «рождение». Люди верили, что неневозможно изменить одно состояние не разрушив предыдущего. Смерть в любом посвящении необходима как «начало» духовной жизни.
Западная цивилизация, в сущности, является той колыбелью антисакральных тенденций и выхолащивания традиций, которая своим рассудочным и прагматическим подходом создала за тысячелетия своего существования, все предпосылки для появления антигуманных правителей, формальных символов веры и пустой обрядности. Для современного человека «посвящение» не выполняет более свою космологическую (упорядочевующую) функцию, потому что оно, не воспринимается как сакральное и сознательно принимаемое испытание человеком. В силу этого оно не ведет ни к радикальному изменению жизни посвященного человека, который становится космическим существом, ни к его спасению от хаоса бессмысленности получив смыслы существования передаваемые из поколения в поколение.
Большинство из нас участвовали в современных существующих религиозных таинствах, делая это механически, так сказать за «компанию», для галочки. Осмысленность от происходящего с нами таинства, важность этих событий и влиянии их на всю последующую жизнь, думаю мало, у кого была перед глазами в тот момент, когда это снами происходило. Примерно так же во времена СССР мы вступали в пионеры. Хотя если честно, то октябрятские, пионерские и комсомольские «переходы», были очень похожи на процессы инициаций и готовились к ним мы с трепетом в сердце.
Мы современные люди, рожденные в городских «джунглях», предоставленные каждый день сами себе и не подозреваем, что трансформация происходит внутри нашей психики постоянно. Потеряв все связи с традиционными ценностями архаических сообществ, которые служили бы нам мостиком для перехода из возраста в возраст, мы, в сущности, утратили простой способ идентификации своего места в хаосе современных государственных полисов и городских сообществ.
Похоже, сейчас мы все дальше уходим от «простоты» природного экологического быта. Все меньше представляем, что нужно нам сделать, чтобы каждое последующее поколение было на своем месте (это не те места, что нам хорошо известны детский сад, школа, институт, работа), сохраняя в себе и приумножая для следующего поколения весь нами собранный опыт для благополучного существования будущих поколений. Мы утратили способность вести такой образ жизни, с таким ритмом, который создавал бы в самом себе целостную меру всему существующему, чтобы люди могли быть наполнены душевными силами и телесным здоровьем, примерно так, как прописано в уставе Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ).
Причина всех наших сегодняшних затруднений, на мой взгляд, кроется в том, как мы чувствуем себя по отношению к остальному миру, что думаем о себе, своей жизни и ее «трудных» вопросах. Ведь наши представления с глубокой древности в себе несут противоречия некой двойственности, раздельности. Это, по всей видимости, подводило всю нашу современную техногенную цивилизацию к неким гарнцам «шизоидной» самоданности. Тело и душа, сознание и материя, противопоставление этих понятий или даже параллелизм их, уже в полной мере приносит свои плоды в головах современных людей.
Для современного человека невроз является таким самым «простеньким», в сущности, совсем естественным приобретенным в ходе нашей жизни состоянием. Мы страдаем потому, что подвержены иллюзии – ложному и искаженному представлению о себе как об отдельных живых организмах. Такие изменения психики индивида не могут не отражаться на его отношениях в сообществе, да и в целом на ценностные ориентиры в жизни. Эта трансформация, застает наших детей абсолютно не готовыми к жизни (хотя чисто биологические возрастные рамки и так продляют детство человека по сравнению совсем его окружающим миром в далекие дали). Дети не готовы, потому что не готовы мы, но по сути небыли готовы и наши родители и, возможно, еще несколько поколений до их рождения даже и не представляли о том, что нужно в этом случае делать.
Вот и получается, как не крути, что архаическое сознание было более здоровым, жизнеутверждающим и, не уводящим в «розовые мультики» от существующих основных насущных проблем и забот. Таким образом, сознание примитивного человека, будучи самообучающимся, постепенно этап за этапом, на основе экологических принципов взаимодействия с окружающим миром, становилось все более холистичным, гармонично устроенным, вписанным в окружающий нас мир. Это и позволяло, по всей видимости, примитивным культурам не терять связь с духовной основой поколений живущих до них, и указывать путь идущим по их следам после них.
Существовал миропорядок и закон. Такова была ведийская традиция индоарийских племен, где каждый цикл года, каждая ритуальная схема жертвенности, личного времени была наполнена смыслом управляющим жизнью человека. На таких основаниях строилась древняя цивилизация Китая. Каждый индивид представляет собой целое «измерение» в природном мире. Человек, будучи существом «мезокосмическим» срединным, своей уникальной способностью к осознанию имеет возможность вместить в себя всю Вселенную. Он всегда являлся тем проводником, мостом между мирами, о котором писалось в древней Индии, в древнем Китае, в древней Греции – человек посредник между Небом и Землей, человек мера всех вещей.
Нахождение индивидом своего места в этой огромной и необъятной пространственной картине, есть задача космического масштаба по осуществлению самого себя. Если рассматривать древнюю традицию, то в первую очередь нужно обратить внимание на шаманские психотехники. Существующие уже на зоре первых поселений людей, они прошли длинный путь в истории и продолжают оставаться жизненно важной традиционной основой, для некоторых сохранившихся до нашего времени архаических культур мира.
В шаманских традициях человеческие существа рассматриваются и как часть живой социальной группы и как часть традиционной культуры предков, в которой божества и духи сосуществуют вместе с людьми. В устных культурах во всем мире, истоки болезни и процесс лечения связывались с силами приходящими из мира духов. Все трудности быта и природные катаклизмы были подвластны человеку обладающему навыками психотехник, способствующих изменению своего повседневного сознания, с одной лишь целью, решение поставленных Природой перед всем сообществом задач. Шаманы, шаманские психотехники — вот первый уровень психотехнологических средств, позволяющий человеку проходить, и проводить ритуальные действия для выживания в окружающем мире.