“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.4.2.

“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.4.1.
09.08.2018
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.4.3.
23.08.2018

Психическая картина внешнего мира и нашего собственного тела, а также представляемые образы, в которых мы воплощаем для себя содержание наших фантазий и мыслей, организованы на основе принципов пространства и времени, разворачивающихся из переживания движения. В процессе коэволюции субъекта и окружающей среды происходит взаимные структурные изменения, которые в случае успешного структурного сопряжения приводят их к адаптации.

Интересно отметить, что психическая геометрия по природе своей кинеститична, и в XIX веке язык образов назывался «языком форм», в противоположность рече-мыслительному языку «язык имен». Сложная система когнитивных структур в сознании человека может быть представлена в виде ментальных конструктов (язык поз и их последовательностей), которые связанны между собой по признакам ассоциаций и смысловых взаимосвязей. Наше мышление всегда сопровождается телесными ощущениями (человеческий интеллект, память, решения  никогда не бывают полностью рациональными, они всегда окрашены эмоциями) и процессами, которые говорят о том, что человек думает вместе со своим телом.

Таким образом, мы можем выстроить принципиально целостный, динамический и процессуальный, конструктивный взгляд на познание и действие, тело и сознание, интенцию в психике и моторное действие, коммуникационную связку Я и Ты, познающий организм и познаваемую им среду, на субъект и объект познания.

Исследования в области когнитивных дисциплин показывают, что нервная система человека не обрабатывает никакой информации, занимаясь чем-то вроде отбора, из существующих дискретных элементов, лежащих во внешней среде.  Она, познающая система, взаимодействует с окружающим миром непрерывно видоизменяя свою структуру. Нервная система и, ее главный агрегат «мозг – орган восприятия», отсеивает «лишние» волны, пропуская лишь часть гипотетической, находящейся за пределами «фильтров» энергии. Вероятно, в таком случае нет ни одного свойства приписываемого нашим сознанием объектам, которые можно отнести к их «внутренне присущим» свойствам, так как все свойства, как и сам объект конституированы в «специфическом для человека» виде именно нашим телом-сознанием. Окружающая нас реальность настолько многообразна, бесконечна и непостижима в своей физической сути, что мы вполне можем принять за ее адекватную чувственную модель ту доступную нам ее грань, которую в состоянии воспринять, и лишь в той форме, в которой способны это сделать. Физическая «реальность в себе» лишена свойств, у нее, в сущности, безграничное множество свойств, которые могут быть конституированы сознанием вообще, но в человеческом сознании репрезентируется, и конституируются лишь те, которые оно в состоянии смоделировать особым, присущим лишь человеку способом.

Целостная картина когнитивных процессов, в которой мозг как часть тела, само тело как инструмент познания, ищущий и познающий отелесненный разум и познаваемая им окружающая среда, когнитивное усилие как активное действие рассматриваются во взаимно обусловливающей, синергийной связке. Знаменитый британский физиолог Ч.С.Шеррингтон придумал специальный термин — синергия, т.е. согласованное совместное действие мышц. Координации движения в теле человека, описываемые как паттерны движения,  служат нам помощниками, для того чтобы мы смогли сделать соответствующие выводы в терминах синергетики относительно работы сознания.

«Теория самоорганизации сложных систем — синергетика — конструктивна в понимании феномена человека, структур его познания и деятельности. «Я» человека предстает как динамическая и самоорганизующаяся структура-процесс, которая имеет определенную пространственную конфигурацию и временную глубину. Личность определенным образом встроена во внешнее изменчивое окружение, вовлечена в динамические потоки производства себя и своего ближайшего и более отдаленного мира, в цепи самотрансформации под влиянием тех ситуаций, в которых она оказывается.» (Князева Е.Н.)

Но на каких основаниях и в какой мере синергетику можно применять в исследовании индивидуальной психологической деятельности, восприятия, памяти, мышления, познания, творчества человека?

Разработав синергетические модели параметров порядка, принципа подчинения и циклической причинности, основатель синергетики Г.Хакен показал, что эти модели эффективно работают при описании процессов восприятия человеком двусмысленных изображений, процессов двигательной активности некоторых сложных поведенческих актов (овладение языком, соблюдение ритуала и т.д.). Он пишет «Еще на раннем этапе синергетики мне удалось «нащупать» возможные связи между концепциями синергетики и человеческим восприятием. <…> распознавание образов человеком или машинами представляет собой специфическую разновидность формирования паттернов, так же, как и в самоорганизующихся системах. Такие и аналогичные идеи привели меня к мысли выступить с общим предложением рассматривать головной мозг человека как синергетическую систему, производящую свои макроскопические характерные особенности с помощью самоорганизации».

Г.Хакен смог показать, что процессы самоорганизации сенсомоторной, перцептивной и ментальной деятельности человека, по сути, могут быть представлены как процессы редукции многих степеней свободы к немногим, или даже одной степени свободы. Он ссылается в своих работах на Н.А. Бернштейна который сформулировать организацию и работу нервной системы как контролирующей структуры устраняющей все «излишние степени свободы».

Познавая окружающий мир, мы используем мыслительный процесс «питающийся» отрицательной энтропией, которой является информация, рассредоточенная во внешней среде. Устойчивое состояние внутренней структуры и свойств когнитивных систем, под воздействием возмущающих информационных потоков обеспечивается сложным комплексом обратных связей, позволяющих с одной стороны приспосабливаться, адаптироваться к окружающей среде, а с другой стороны, поддерживать автономность  и стабильность организации. Подобные встроенные в сознание механизмы поддерживают идентичность субъекта, познание и развитие с учетом заложенной гомеостатической функции, направленной на восстановление целостности когнитивных структур.

Цель развития синергетически организованной системы сознания определяется одновременно как ее внутренним состоянием, так и воздействиями извне. Траектория развития системы сознания в цепи точек бифуркации (точки перестройки и переходов в новое состояние) определяется изнутри, самой системой, однако этот выбор внешне обусловлен, так как это есть результат коэволюции с окружающей средой.

Действуя в рамках синергетического подхода, мы могли бы обнаружить несколько параметров порядка управляющих процессами самоорганизации в нервной системе. По своей природе, сознание организовано в направлении формирования и распознавания гештальтов, холистических структур информации, которые, по сути, стремятся к целостности, полноте и комплексности, будучи осмысленными и принимая определенную форму, они тем самым ограничиваются четкими контурами.

Мысли, чувства как отдельные макрообъекты в сознании человека, могут быть сосредоточены в отдельных целостных нейронных структурах. Образы находят свое отражение в сложных организованных структурах нейросетей, которые являются динамическими и поддаются настройке и обучению. Наше сознание способно мгновенно и одновременно воспринимать огромные потоки сенсорной, визуальной, тактильной информации с построением гештальтов, осуществляя их категориальное распознавание.  Они воспринимается полностью, неделимо, существенные их свойства не постигаются путем анализа суммы частей, так как в этом случае теряется гештальтное качество целостного образования.

В процессе распознавания, обработки семантических конструкций, изображений, образов сознание передвигается по неограниченному количеству собственных состояний, которые являются для него фазовыми аттракторами в пространстве. Хаотичные фазовые траектории процесса эволюции системы сознания есть непредсказуемые аттракторы, которые притягивают пространственно-временные паттерны, образы, формы образующие ландшафт аттракторов, согласованную, когерентную систему аттракторов и точек бифуркации сознания субъекта восприятия. Образы в виде знаний распределены по когнитивным структурам мозговых субстратов, доступ к которым осуществляется  с помощью ассоциаций, путем воспроизведения заданной последовательности паттернов сенсорных сигналов. Извлечение когнитивной информации из нелинейных структур сознания осуществляется путем релаксации к наиболее выгодному, устойчивому состоянию, “близко расположенному” к образу в памяти.

Основная задача мыслительного процесса, конечным результатом которого является принятие решений в процессе рецепции информации в виде образов и последующей генерации новой информации, заключается в поддержании сознания в «критическом состоянии» из которого доступна вариативность исходов.

В терминах синергетики представляется логичным объяснение многих перцептивных процессов формирования субъективной картины мира в сознании. В процессе извлечения информации из структур сознания в образе выделяется некоторый характерный порядок, который в дальнейшем определяет поведение всех мозговых субстратов. Параметры порядка оказывают воздействие на все остальные структуры знаний, а они, в свою очередь, по принципу циклической причинности воздействуют и определяют сам параметр порядка. Близость или сходство перецептивных образов влечет за собой склонность сознания к их группировке, категоризации, формированию и организации в целостные единые образы в процессе восприятия. Схожим комплексом синергетических идей может быть объяснено стремление сознания к завершенности гештальтов, к формированию образов, обладающих ритмом, симметричностью, периодичностью, простотой и однородностью элементов.

Нелинейность сознания обусловливает при определенных условиях возможность сверхбыстрого самоподстегивающего роста по всей структуре системы, в основе которого лежит запуск нелинейной положительной обратной связи. С одной стороны положительная обратная связь оказывает негативное воздействие на мозговые структуры, вызывая значительные изменения в существующей системе, с другой стороны, имеются и положительные аспекты, это способствует запуску автокаталитических процессов, приводящих к быстрому развитию нейронной сети (примером думается может служить нейропластичность).

Подобные выгодные изменения в структуре сознания могут стать вектором ее развития, преобладая над другими процессами и сдерживая их прогресс. Информационные шумы, воздействующие на структуру сознания и приводящие к разбалансированию системы, переходу в неустойчивое состояние, приводят к возникновению флуктуаций в существующих диссипативных структурах мозга с переходом их в другое фазовое состояние, характеризующееся образованием измененной мозговой структуры. То что является хаосом на одном структурном уровне, есть мера упорядоченного в другом.

Мозг чрезвычайно распределенная система, в которой параллельно выполняются множество операций. В нем отсутствует единый центр схождения, в котором результаты этих параллельных расчетов могли бы последовательно оцениваться. Разные вычислительные модули взаимосвязаны в чрезвычайно плотную и сложную сеть с двусторонними соединениями, которые, по-видимому, посредством мощного механизма самоорганизации генерируют упорядоченные на глобальном уровне состояния.

Режим с обострением заложенный в любых биологических системах, наиболее эффективно организует функционирование мозговых структур, например обеспечивая адекватное отражение явлений действительности. Одним из видов отражательной деятельности нейронных сетей является фокусирование внимания, в процессе которого мозг функционирует в режиме с обострением.

Так при обработке зрительной информации мозг может переключаться в режим предвидения, при котором все структуры нейронной сети функционируют параллельно, либо в режиме сфокусированного внимания, при котором возникает фокус возбуждения, называемый физиологами доминантой. Ресурсы на обеспечение познавательной способности сознания, задействованный для обеспечения доминирующего вектора развития, становятся недоступными для других элементов, тем самым сужая объем и спектр направлений ассоциаций, исключив из фокуса внимания второстепенные информационные потоки.

Репрезентация сложного когнитивного содержания в виде объектов восприятии, как то мысли, планы действий, активированные воспоминания, имеет распределенную структуру, что по сути необходимо, чтобы нейроны участвующие в распределенной репрезентации конкретного типа содержания, параллельно передавали сигнал о том имеется ли некоторое свойство, на восприятие которого они настроены, и указание в сотрудничестве с какими из множества других нейронов они формируют распределенное представление. Уникальной характеристикой определяющей отношение между индивидуальными нейронами, является точная синхронизация их разряда. Исследования указывают на то, что точная синхронизация увеличивает воздействие нейронных разрядов и содействует тому, чтобы синхронные сигналы далее обрабатывались совокупно. Достигается такая синхронизация, тогда когда нейроны вовлечены в ритмические волновые колебания разрядов, тем самым синхронизируя колебательные процессы лучше, чем те последовательности, которые не структурированы во времени.

Синхронизация колебаний является механизмом связывания распределенных в мозгу процессов. При этом соответствующие частоты колебаний различаются в зависимости от структуры и в коре головного мозга обычно укладываются в диапазоне бета- и гамма – волн от 20 до 80 Гц. Эти колебания появляются при кодировании объектов восприятия, когда формируются согласованные репрезентации различных свойств объектов. Такие колебания постоянно наблюдаются, когда субъект направляет внимание на объект и сохраняет информацию о нем в рабочей памяти. Они являются характерным  коррелятом сознательного опыта.

Именно синхронные колебания, на уровне сознательного восприятия объекта, по-видимому, объединяют различные характеристики объекта – очертания, цвет, и текстура поверхности, скажем чашки чая в единый цельный объект. Связывание разрозненных характеристик возникает, когда широко распределенные в мозгу нейроны, представляющие отражение света от чашки чая, свойств ее поверхности и формы, веса начинают совместно и одновременно разряжаться. Ритмический порядок разрядки сети нейронов создает согласованность мозге, представляющую единичный объект- чашку- в данный конкретный момент.

Именно синхронные разряды выделяют набор нейронов, получающих доступ к сознанию, от других, которые также разряжаются, но не координируются между собой и потому не допускаются к сознанию. Синхронность — это мощная каузальная сила: тысяча солдат может пройти по мосту, и с ним ничего не случится, но, если они маршируют в ногу, мост может рухнуть. Синхронность нейронных откликов играет также решающую роль в различении фигуры и фона — в том, что позволяет нам воспринимать объект на общем фоне и распознавать новый гештальт (новую структуру) в воспринимаемой сцене.  То, что может быть сведено все вместе есть согласованность во времени, а единство сознания представляется динамической характеристикой человеческого мозга.

Синхронность разворачивается на многих уровнях организации, упорядочивается во времени и постоянно находится в поиске оптимального равновесия между частями и целым по мере их изменений. На ЭЭГ оно проявляется в виде постепенно развивающегося глобального свойства и его можно вызвать и исследовать изнутри в опытах медитации, от первого лица. Давно известно, что в состоянии глубокой медитации возникает особенно яркое переживание единства и целостности интеграции. Медитирующие вызывают у себя продолжительные высокоамплитудные гамма-частотные колебания и глобальную фазовую синхронность, что наблюдается на ЭЭГ во время медитации. Колебания гамма-частот, вызванные синхронными разрядами групп нейронов около сорока раз в секунду, являются лучшими кандидатами на роль источника создания единства и целостности.

Высокоамплитудная волновая активность мозга опытных медитаторов развивается за несколько десятков секунд. Полноценные медитативные состояния проявляются постепенно, уровень синхронизации нейронов, обеспечивающий единство сознания, требует для своего развития большего времени, поскольку время, необходимое для синхронизации, пропорционально величине нейронных групп — в медитации должна сформироваться организационная группа сотен миллионов нервных клеток. Колебания также согласовываются с устным отчетом медитирующего об интенсивности медитативных переживаний — то есть колебания напрямую соотносятся с описанной интенсивностью. В базовой активности мозговых структур после медитации сохраняются значительные изменения. Практика регулярных медитаций меняет глубинную структуру сознания. Если рассматривать медитацию как форму психического тренинга, то получается, что синхронные колебания в гамма-диапазоне открывают подходящее временное окно, необходимое для создания синоптических изменений.

Сознание как когнитивно-синергетический феномен представляет собой самоподобную фрактальную структуру, обладающую свойствами рекурсивности и стохастичности. Этапы существования устойчивой, организованной структуры сознания сменяется этапами неопределенности, дезорганизованности, сверхбыстрых изменений. Функционирование в режиме с обострением вызывает неустойчивость в развитии нелинейной открытой системы сознания, однако формирование новой развитой структуры возможно только через этапы случайности, неопределенности, хаоса.

Исследования природы сознания, отдельных его аспектов: внимания, памяти, восприятия, обучения  — на базе основных идей теории самоорганизации формируют одно из основных направлений развития когнитивных наук. Сознание выступает сложной иерархической системой, проявляющей эмерджентные свойства и зависящей систематическим образом от феноменов более низких уровней. Синергетическое мировидение объясняет связь между различными уровнями сложной системы сознания, выявляя зависимость процессов протекающих на макроуровне от развития подсистем на микроуровне, эволюция которых чрез этапы неустойчивости и флуктуаций может влиять на макропроцессы.

 

Продолжение следует…