Структура информационно-энергетической природы человека. Часть 3 — Тело и сознание

Структура информационно-энергетической природы человека. Часть 2 — Духовный аспект
12.04.2018
Структура информационно-энергетической природы человека. Часть 4 — Многомерная организация
25.04.2018

«Я могу узнать чужую душу только через тело, тело всегда проявление души»

А.Ф. Лосев

«И вот все эти роистые «Я» есть «я» в той мере, в какой они обладают сознательным телом. «Я» определено, если определено сознательное тело, то есть тот комплекс ощущений, который для каждого из нас является сознательным телом. Причем это сознательное тело не совпадает с видимым телом. … Различие тел, как носителей «я», происходит в измерении невидимого мира желаний, добавленного к видимому миру как некоторая дополнительная степень свободы»

М.К. Мамардашвили

Тело связует проявляя внешнее макрокосм во внутреннем микрокосм. Человек живет мезокосме, соединяя в себе внешний бескрайний макрокосм с внутренними микрокосмом. Граница внешнего и внутреннего всегда условна, а граница телесного, физическая оболочка тела лишь одна из возможных, но в тоже время от нее зависит наше понимание, управляем ли мы теми, что расположены за границей плотного. Она выстраивает канал связи между вечно, на первый взгляд параллельными, но так необходимо дополняемыми, а по сути, едиными процессами жизни тела и жизни духа.

В рамках новой парадигмы телесного, или отелесненого познания можно говорить о телесности разума (телесности сознания). Телесность значит не отбрасывание идеальности человеческого разума, наоборот полнота восприятия целостного подхода рассматривает духовный аспект человека в эпистемологической целостности. Необходимость понимания что нам сегодня необходим целостный подход к рассмотрению такой структуры, как тело-сознание это, возможно, поможет следовать по пути эволюционных изменений.

Сознание отелеснено, воплощено, одушевленно, а тело в свою очередь одухотворено, оживлено Духом, который обличен в психику и воплощен в телесной оболочке. Сила и здоровье тела, поддерживают и гармонию душевных сил, однако верно и обратное. Старение тела, дряхление его сочленений сопровождаться может истощением душевных сил (все мы знаем, что с возрастом некоторые когнитивные структуры и их функции становятся все больше не эффективными в выполнении свое работы,- память, мышлении, воображение).

Развивая холистический подход к пониманию тела- души-духа, мы полагаем что тело-окружающая среда полностью противоположен дихотомии тела-машины и мыслящего, в этом теле сознания, введенной в науку Нового Времени картезианским мировоззрением.

Синергийный подход подводит нас, к этой кажущейся параллельности двух составляющих трудного вопроса, непосредственно помогая рассматреть возможность преодоления это кажущейся видимости противоположных начал — материального тела и идеального сознания.

Тело-сознание, а также познающее тело (как инструмент познавательной активности) и среда, в которую включена его активной деятельность, связанны друг с другом, на основе обратных связей и циклической причинности.
Синергетический подход позволяет подступится к рассмотрению взаимодействия тела и сознания, а также рассмотреть включение в процесс решения «трудного вопроса сознания» разные направления научных дисциплин (естественнонаучных, гуманитарных и социальных знаний). Это, по мнению современных исследователей, возможно, сможет помочь понять опыты древних эзотерических, духовных практик (йогические технологии, даосские практики и т.п.) по трансформации телесной оболочки, для возвышения Духа в теле человеческого существа.

Новая парадигма должна представлять собой союз двух источников знаний: эзотерического, религиозного, с одной стороны, и научного, с другой. В этом подходе заложены элементы поиска новых мировоззренческих основ расширяющих горизонты видения человека, в целом пока, носящих скорее психологический (скорее даже прапсихологический), чем конкретный технический характер. Вот в этом направлении и движется современная научная мысль, и в частности, об этом можно начать говорить с позиций биоэнергоинформатики.

Продолжая сохранять основные подходы фундаментальных наук, а именно таких дисциплинарных направлений, как теория самоорганизации, термодинамика и синергетика (которая помогает отыскивать пути от неживого — к живому), биоэнергоинформатика в концептуальной сфере рассматривает, не отбрасывая на первый взгляд давно отжившее древнее знание, что в свою очередь, в дальнейшем поможет ей опереться на традиционную древнюю мудрость полученную в интуитивных прозрениях.

Объектом изучения биоэнергоинформатики в начальный период были необъяснимые и редко встречающиеся «аномальные» явления, в том числе и парапсихологические феномены. Все это область знаний об энергоинформационной структуре человека (биоте).

Эволюционируя сложные структуры, как правило, подчинены принципу вложенности, масштабной инвариантности, само подобия. Живые системы это своего рода русские матрешки, которые есть целое, находящееся внутри другого цело, а это целое – внутри еще более мощного целого и т.д. Свойство масштабной инвариантности называют в теории сложных систем фрактальностью. Фрактальность возможна как в пространстве (само подобие пространственных структур и конфигураций) так и во времени (вложенные циклы).

Многомерность и голографичность позволяют рассматривать человека как масштабную инвариантную целостную структуру составленную семью телами. В основном речь конечно идет о тонких телах, представляющих собой вибрации энергии, на разных уровнях проявляющей себя по-разному. Во всех этих телах согласно тонкоматериальному уровню проявления, энергетические законы проявления разные, и плотность разреженность разная, и частотно вибрационные характеристики разные. Но объединяет их в одно целое Дух несущий информацию и облекающий себя на каждом уровне в соответствующую этому уровню тонкоматериальную оболочку (следует конечно оговорится, что физическое тело также обладает тонкоматериальной структурой и об этом мы будем говорить ниже)
Наличие у человека многоуровневой природы тонких тел былоочевидно уже всем древним культурам, которые были созданы архаикой с традиционными общественными установлениями. В те далекие времена все просто кричало о наличии души во всем окружающем нас природном мире. Таким образом, все в этом мире явственно заявляло о наличии души у всего что нас окружает. Анимистические принципы наделения всего жизнью, очень сродни нашим состояниям в детстве. Дети не разделяют ни свое тело ни окружающий мир, все целостно и анимированный мир не разделяет физическое и психическое.

Конечно же, это сильно отличается от рационалистического подхода взрослого человека, у которого область рассудка четко предлагает варианты сначаладля нашего мысленного движения, а также по необходимости в следствии поглощенностью рассудочной деятельностью, и последующее поведение. Так в принципе живет современный западный мир, мир европейской науки.
Мир натурфилософии же, где все живо и обладает сознанием, близок к восточному традиционному укладу жизни Китая, Индии, современному шаманизму и даже новоевропейскому эзотеризму (Нью-Эйдж). Здесь целостность психики, дополнена заботой о соме, создавая холистическое восприятие окружающего мира
Чтобы соединить крайние полюса западного естественно научного взгляда на окружающий мир и восточного целостного всеобъемлющего восприятия мира нужно рассмотреть конгруэнтный подход, объединяющий в своей основе антропологию, синергетику и когнитивные науки вместе с квантовой физикой.

Сегодня пора уже перестать искать противоречия и ошибки, все более и более расчленяя, рассекая тело единого знания о человеческой природе, а попробовать воспользоваться опытом древних мудрецов. Пора уже начать искать точки соприкосновения с тем целостным знанием, полученным в прозрениях мистического опыта древними и сегодняшним парадигмальным срезом, сложившимся в научно-техническом концепте в данном историческом отрезке.

Этот подход к созданию нового холистического мировоззрения, создавался на основе весьма экзотических рассуждений (во всяком случае, в то время когда об этом заявлялось XX век), как например голографическая парадигма К. Прибрама, многомировая интерпретация А. Эверрета и имплицитный порядок Д. Бома. Отголоски этих новых мировоззренческих позиций, можно обнаружить, читая древнюю мудрость Индии, Китая, Тибета.

Можно говорить об изоморфности мира и каждой из его частей, о том, что сложность мира сопричастна сложности его части, а из сложности части выстраивается сложность мира. Понятия динамического хаоса, когерентности, квантовые эффекты (ЭПР-эффекты) все это с позиций синергетики позволяет сделать представление о человеке более многомерным. Фрактальность, матрешечность строения мира продиктовано эволюционными циклами, пространственными и темпоральными структурами, постепенно раскрывая смысл всего не проявленного.

Синергетика и антропология позволяют нам утверждать, что человек является сложной открытой иерархически организованной и саморазвивающейся системой.Человек есть часть огромной Вселенной, часть и целое находятся во взаимной детерминации и взаимном построении. Структура индивидуального сознания изоморфна структурным условиям Космоса, в которых она возникает.

С точки зрения синергетики мир нелинеен, он наполнен сложными коэволюционирующими системами, что может значить следующее, следствия могут не просчитываться из причин. Малые причины могут вызвать несоизмеримые, масштабные последствия, а относительно большие причины могут никуда не сдвинуть систему,оставив ее в устойчивом состоянии.

Необходимо начать базировать представление об иерархически организованной структуре человека и лежащих в ее основе информационно-энергетических процессах, на базе исследований научного направления под название физика живого, созданной на основе достижений квантовой физики, нейрофизиологии, психологии и других научных дисциплин.

В основу данного мировоззрения, положен то факт что строение живого организма не исчерпыва¬ется его физическим телом. Исследования А.Г. Гурвича, В. П. Казначева, Р. Шелдрейка о существующих тонких полях вокруг всего живого создали все предпосылки чтобы начать исследовать также тонкоматериаль¬ная природу человека. Тонкая полевая организация (духовные тела) которые исследуются физикой живого, были известны уже и наблюдались, изучались с глубокой древности.

Сегодня же, исследованием тонкого мир вплотную занялись квантовая физика, теория информации, теория самоорганизации, теория организации порядка из хаоса. На основе исследований в этих дисциплинах мы можем вплотную подобраться к тому богатому опыту восточно-азиатского региона и увидеть человеческое тело и возможности его духовное преображение. Древние мудрецы давным-давно обнаружили в структурно-функциональном строении человека иерархические уровни, упорядочивающие его проявление в теле и настраивающие его сознание.

При этом каждое «тонкое тело» живого организма является оболочкой, проводящей и организующей каждый последующий уровень информационно-энергетическогостроения материи, и тем самым создавая некий, условно говоря, биокомпьютер позволяющий связывать информационно-энергетические подуровни всех уровней целостной системы, в одно единое целое.

В глубокой древности исследователи тонкоматериального строение человека уже знали о единстве и многомерности всего окружающего нас мира явлений. Возможно, эти люди не могли так точно и емко описать структуру окружающего на мир, как это сделал В.И. Вернадский, но они точно смогли предвосхитить те открытия, которые он сделал в области биологии и геологии. Понятие биосферы, ноосферы уже не отделимы от человеческого понимания происходящего вокруг. Всю биосферу можно считать единой системой, разделенной на подсистемы разного уровня, где каждая часть органически вписана в целое не теряя свою индивидуальную присущую только ей характеристику.

Продолжение следует …