Структура информационно-энергетической природы человека. Часть 2 — Духовный аспект

Структура информационно-энергетической природы человека. Часть 1
04.04.2018
Структура информационно-энергетической природы человека. Часть 3 — Тело и сознание
19.04.2018

«Итак, духовность — это не сумма знаний, как и нравственность — не сумма нравов. Нравственность — это сущность данного лица, позволяющая ожидать от него определенных поступков. Духовность – это не просто «Познай самого себя» или «Построй свою Я –концепцию». Это труд всех сил души – не только познания, но и чувства, и воли. Это не столько работа, направленная на познание самого себя, сколько на сознание (осознание) и созидание самого себя. М.Фуко называет такую работу заботой о себе, но не в смысле эгоизма, ухода в себя и т.п. Понятие «забота о себе», судя по историческим документам древности, включало в себя принцип «познай самого себя» и было опорой целого круга чрезвычайно насыщенных и богатых смыслами понятий, практик, форм поведения, способов жизни» Зинченко В.П. «Сознание и творческий акт».

Следуя по технократическому пути, человечество, к сожалению, постепенно растеряло представление о Духе и духовности. Все сосредоточилось на понятии материи как первичной категории. Сознание, а тем более Дух, как вторичные категории во внимание особенно не принимались. Теперь наступила пора возвращения человека к Духу, который, как оказалось, никакими материальными благами не может быть заменен.

В словаре русского языка С. И. Ожегова, Дух — основополагающая составляющая человека (дух, душа, тело). В дополнение к первому определению: «Дух — сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к деятельности, начало, определяющее поведение, действие. Дух — внутренняя моральная сила. Дух — содержание, истинный смысл, отличительная особенность чего-нибудь». Этот список определений можно продолжить, рассматривая различные философские, религиозные направления.

Дух и материя неразрывно связаны между собой, и попытки отделить одно от другого в дальнейшем приведут лишь к заблуждениям в понимании сути явлений самой жизни. Подобные разделения порой порождают различные мудрствования, отвлеченные и не связанные никоим образом с жизнью. Понятие о духе будет зависеть от того, как человек раскрыл и осознал свой Дух, как он его понимает, ощущает. Поэтому-то существует огромное число определений, порой, взаимоисключающих друг друга.

Если обратиться к самому главному определению Духа, к тому началу, которое он несет всему живому, то это будет создание и оживление материи, которое возможно при ее гармоничном устройстве. Таким образом, первой составляющей Духа будет гармония. Гармоничная составляющая определяет основополагающее качество проявляемое Духом– любовь.

Дух несет информацию о гармонии всего живого как внутри, так и вовне его. Мне думается, что на основе знаний полученных современными методами исследования поведения человека и его биологической природы, нужно предположить, что Дух человека влияет на его тело посредством включения молекулы ДНК, и тем самым он в творческом акте создает соответствующее себе тело.

Душа, являясь высокочастотной оболочкой и проводя через себя духовные вибрации, соприкасается непосредственно с Духом вмещая его, проводя его воление, в виде духовных вибраций уже собственно в тело, отпечатывается в плотном теле человека.И, как справедливо об этом писал архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Чем, как не формирующим влиянием Духа, можно объяснить удивительную тончайшую разницу между двумя очень похожими физиономиями, особенно женскими: одни и те же чрезвычайно похожие очертания глаз, носа, рта, почти равные размеры и соотношения частей лица и головы, но одно лицо вульгарно, а другое тонко и красиво». Душа человека, по мнению В. В. Ярцева, всегда стремится понять свою роль и решить задачу на Земле. Свойство души – понимание своего предназначения, – движет человека по жизни.

Понятия «дух» и «духовность» часто употребляются как синонимические относительно сознания. В европейской философии понятие «дух» приобретает значение активного начала человека, его творческой потенции. Философия усматривала действительность человеческого бытия в опыте бытия, практике, что не поддерживалось представителями религиозных направлений, признавших понятие «дух» и «душа» как идеальных основ материального мира данных в откровении. Научная философия считала не целесообразным затрагивать эти вопросы или рассматривала дух и духовное как синонимы сознания, а душу и душевное отождествляли с психическим. Духовная составляющая это такая же объективная реальность, как и что-либо другое; это знание (энергия, информация), которое входит в нас, когда мы готовы к ее восприятию. Духовность – это мера принятия человеком духа и проявление его во всей жизни человека в отношениях между людьми.

Современная философская мысль оперирует разными определениями понятий, связанных с духовностью, но, ни одно из понятий характеризующих разные проявления психической деятельности человека, в частности «сознание», «ум», «мышление», «интеллект», не фиксирует эту деятельность в ее целостности, в реальной полноте охватываемых ею способностей, сторон, уровней, механизмов.
Для восточного типа мышления свойственно связывать духовность с естественностью, природностью, спонтанностью мышления и поведения. Действительно, эти качества можем мы наблюдатьу высоко духовного человека и достигаются они в результате огромного труда по изменению своего образа жизни, поведения, познания собственной сути.

Человек является духовным настолько, насколько в нем оказывается часть божественного разума. Дух — это разум Вселенной, сила, мощь его, а духовность — это качество человека. Разум божественный и разум человеческий не тождественны, поскольку второй — лишь бледная копия первого.
Закон аналогии (в философии его называют «мышлением по аналогии») дает возможность увидеть через известное и то, чего мы еще не знаем. Когда мы видим, как вся окружающая среда изменяется только в соответствии с тем, что мы задумали (запрограммировали), то можем уверенно делать вывод о том, что Вселенная во всех своих частях является реализацией программы, в которую входит и так называемое саморазвитие. Вместе с программой закладывается свобода ее реализации на уровне человека.

У каждого человека свой темп развития и своя стадия духовного совершенствования в зависимости от уровня развития души в предыдущих воплощениях и от качества образа жизни в нынешнем воплощении. Индикатором может является здоровье человека, поэтому и в процессе оздоровительной практики, и при разработке современных гуманистических подходов в образовании, первостепенную роль необходимо отводить формированию соответствующего нынешнему времени мировоззрения.

Человек представляет собой открытую динамически развивающуюся целостную систему, которая стремится к чистоте, гармонии и равновесию (не в термодинамическом смысле этого понятия). Исходя из этого человеческий организм можно описать как составленный из трех уровневой структуры: морально-духовной¸ психической и материально-физической.

Болезнь и все что связанно с потерей гармоничного состояния — это нарушение динамического равновесия в этой системе (гомеостатического равновесия) и лечить ее следует, исходя из целостности организма, т.е. учитывая уровни развития духовности, психики и физического состояния. Так, например, морально-этический негатив превращается в негатив эмоциональный, а он в свою очередь, это выражается в негативном отношении к своей телесной структуре, т.е. происходит саморазрушение человека, инициированное на духовном уровне.

Здоровый человек объединяет в себе черты любви, мудрости, правды, творчества. Отсюда можно сделать вывод, что человеческий организм – это целостная и взаимосвязанная система, равновесие в которой поддерживается благодаря влиянию высоких духовных уровней, которые по определению являются как иерархически главные. Из этого может следовать, что духовность развивается поэтапно при непосредственно гармоничном взаимовоздействии информации, вещества, энергии, психотипа и генотипа.

Духовный облик человека складывается не сразу. На первом этапе, благодаря бессознательной деятельности, душа поселяется в теле и через инстинкты и стремления формирует способность реагирования на окружающую среду, т.е. эмоциональность. Эмоциональность, через сложившиеся у человека цели и ценности, формирует нравственность, которая, благодаря разумной деятельности, создает (взращивает) свою интеллектуальность. Нравственность, интеллектуальность через взаимодействие совести и знаний формирует духовность. Уровень развития духовности определяется степенью развития сознания, которое совместно с пониманием через духовную деятельность приводит человека к праведной жизни и формированию мудрости.

Фактически данная схема развития приводит к постепенному формированию физического тела, эмоционально-волевой сферы, интеллектуально-ментальной сферы, сферы формирования жизненных принципов, общечеловеческих ценностей, идеалов и смысловой сферы духовного развития.

Продолжение следует…