Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками

Саморазвитие через контролируемое стрессирование
15.12.2017
Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками (продолжение)
29.12.2017

Наше тело и наше сознание приоткрывают нам совсем небольшое оконце в мир, которое называется мезокосмическим. Это мир средних размерностей, средних величин и скоростей, который наш мозг воспринимает, посредством органов чувств и, к которому человек эволюционно приспособлен. Человек есть эволюционный продукт, где и сам наблюдатель этого масштабного действа, постепенно развивает возможности своего сознательного участия в нем через управление телесными возможностями.

Эволюционируя, сознание рассматривается как процесс образования новых функциональных видоизменений, погруженность в глубины антропологического чувствования и прорыв наружу на очередном витке эволюции древних пластов чувствознания. Современный человек вида Homo Sapiens уже не тот же самый что и его предок каменного века, ну за исключением известных сходств костно-мышечной конституции – схемы-скелета. Эпистемелогическая наука говорит о генокультурной коэволюции человечества, которая не могла не привести к появлению весьма существенных психофизиологических и когнитивных различий.

Сейчас мы подходим вплотную к рассмотрению принципов многомерного построения живого через исследование психики и сознания человека, в рамках холистического подхода. Основополагающие принципы иерархической целостности  всего мироздания, уместно показать, рассмотрев через антропологическую призму структурно-функциональные особенности самоорганизации человеческого существа. И первый шаг в этом направлении, возможно,  нужно сделать исходя из представлений об особенностях строения двигательных систем, эмоционально-чувственных  аспектов личностного развития и духовно-нравствеенных основ, которые в дальнейшем, могли бы  позволить приблизится к пониманию уровней с тонкой организацией материи в структуре человека.

То, что нам дано, что доступно нашему наблюдателю,- это только срез реального мира. Человек облечен в свое тело и чувствует себя в нем комфортно, хотя оно изначально ограничивает его возможности познания мира. Человек привык доверять своему прибору-сознанию, хотя его специфические аспекты функционирования, его спонтанность и телесная обусловленность, накладывают ограничения на возможности восприятия и постижения мира. Мысль формализованная представляет себя в знаковых системах различных типов – понятийных, образных, символических. Мысль в аспекте энергийности, может быть связанна с проявленностью волеобразующего начала человека, с умением сосредотачивать внимание, концентрировать мысль и управляемостью системными механизмами внутри телесной организованности.

Мир и окружающая нас действительность выглядят такими, какими позволяют увидеть его нам наши органы чувств. Телесность живого существа и есть тот инструмент, посредством которого, внешний мир окружающей действительности, обретает представленность во «внутреннем», становясь непосредственно явленным для меня самого.

Все животные от стоящих на низших ступенях эволюционной лестницы до самых высших, находясь в одном и том же мире, в одно в тоже время «живут в разных мирах, т.к. каждое животное, лучше воспринимает ту часть окружения, которая помогает ему процветать…» (Тинберген Н.). Реальности человека, летучей мыши, дельфина или пчелы будет различаться. Животный мир демонстрирует гигантское разнообразие неизвестных нам ранее форм восприятия и ощущения. И даже если многие из них не представлены в сознательной сфере, непосредственно у человека, в принципе, они возможны, и тем самым доступны к исследованию их проявлений, как необходимого инструмента познания человеком самого себя.

Так получается, что «я» человека оказывается локализованным в тонкой прослойке, своего рода «поверхностной границе», отделяющей внешний окружающий мир от внутреннего мира собственных субсистем.

У современного человека установлены и изучены традиционные органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), но это, еще не основание для того, чтобы считать, что этим исчерпываются познавательные возможности, и что другими каналами поступления информации он не располагает. Из всего многообразия, объективно данного субъекту в собственных непосредственных ощущениях, отдавать себе отчет относительно наличия соответствующего опыта он будет лишь в той его части, которая преодолела барьер сознания, т.е. он будет иметь представление о той части реальности, осознаваемые компоненты которой обусловили формирование собственного опыта.

Те же составляющие собственных восприятий, впечатлений, состояний, которые остаются за порогом его сознания (даже если источником послужили не менее объективные аспекты реальности ультразвуковое общение летучих мышей, например), хотя и не войдут в осознаваемую им самим картину мира, тем не менее, на подсознательном и бессознательном уровне будут зафиксированы его репрезентативными системами. Эти компоненты окружающего, лежавшие в основе соответствующих впечатлений, хотя и не будут отслеживаться как реально существующие и воздействующие на него, тем не менее, составят важную часть его индивидуальной объективной реальности. А возможно, по своему объему, наверняка даже большую, чем все те аспекты объективной реальности, в воздействии которых на себя человек уже не сомневается.

Отправляясь в историческое прошлое человеческого вида можно утверждать, что реальность для первобытного человека была таковой, что в ней не было непроходимых границ между внутренним и внешним миром. Мир воспринимался как совокупность вещей, имеющих раздельное и отчужденное от человека существование. Все было таким же живым, как и естество человека: небо, звезды, вода, камни, животные, птицы. Первобытный человек учился жить, подстраиваясь под смену периодичных ритмов природы, и, по-видимому, обладал очень тонкой психофизической чувствительностью, особой способностью к непосредственному проникновенному пониманию событий своей жизни.

Находясь в суровых условиях выживания, человек учился овладевать силами природы, равно как и, исследуя свои возможности, учился контролировать природу собственных необузданными страстей. В прислушивании к своему жизненному ритму человек, видимо, рано осознал творческую силу ритмической организации. Любые внешние средства в магическом действе можно рассматривать как примеры, вынуждающие организм работать в определенном ритме и приводящие его в такое состояние, когда одна энергетическая психофизическая система может оказывать влияние на любую другую энергетическую систему, вызывая желаемый результат. Так были включены в миротворящий процесс магические ритуалы.

До появления магии слова, роль внешних вынуждающих приемов выполняли невербальные средства, и, в частности, ритмичные телодвижения. В освоении человечеством различных граней сознательной деятельности этапу мысле-формы, возможно, предшествовал этап мысле-энергии в виде «осязающего ритомышления», в котором особая чувствительность, к ощущаемым внутренним ритмам объектов, видимо, играла ведущую роль.

Познание проходило через осознание внутренних ассоциативных ощущений, которые могли вызываться как внешними стимулами, так и внутренними, когда ритм внутренне осязаемого объекта «проходит через телесного человека». Ассоциации могли быть двигательными, эмоциональными, ментальными. Осязающее ритмомышление проявлялось не только при магических действах, ритмодвижениями могли описывться социокультурные взаимоотношения. Способность к пониманию через ритм сохранилось у многих народов, живущих в традиционных общинах и поныне.

Современный человек технократической цивилизации потерял способность получать дополнительную информацию из окружающего мира в силу своей ментальной оторванности от естественной вокруг его существующей природы. Нас изумляет иррациональная способность людей с реликтовым мировосприятием получать информацию такими путями, которые для европейца совершенно не допустимы.

Представители примитивных популяций задействуют каналы поступления информации, которые европейцы блокируют у себя. Первопричина в том, что примитив получает полезную для него информацию, «читая» ее в окружающем мире, а европеец не обладает таким навыком, или, скорее всего, потерял его.

И все дело не в обладании дополнительными каналами поступления информации, таких которых у европейца нет, а в том, что индивидуальные реальности членов примитивного сообщества иные, чем у членов технократической культуры.

Всякая система распознает в окружающем только то, что соответствует ее собственной природе, что резонансно посылаемым ею в мир сигналам. Вся информация, фиксируемая в разных репрезентативных системах, создает своего рода банк данных, которыми человек оперирует.

Мир как глубинная реальность устроен таким образом, что он не функционирует изолированно от субъекта, он стремится подстроится под диспозиции субъекта, дабы соответствовать его ожиданиям. Так получается, что мир обнаруживает себя человеку в том обличии, который воспроизводит базовые параметры, характеристики самого человека. Система стремится соответствовать его ожиданиям, полаганиям, убеждениям, верованиям. Окружающий мир поворачивается к нам той стороной, которую мы сами готовы видеть, в соответствии с нашей собственной внутренней природой.

В одной и той же информации различные распознающие системы воспринимают разное, а именно то, что отвечает их собственной природе. Так и получается, что аудио, визуальный, обонятельный, осязательный, кинестетический ряды — для человека уровня отдельных систем — это разные события, допускающие разные вариативные направления решений. То каким каналом кодируется информация — существенно, так как его особенности определяют не только форму представления воспринятого, но и то, что именно из общего объема поступающего будет воспринято; параметры репрезентативной системы влияют на то, какая информация из мира (и внешнего и внутреннего), будет воспринята — в буквальном смысле, а не только в плане того, как она будет кодирована.

Иными словами, представителям примитивных культур, в соответствии с параметрами их личности, открываются для взаимодействия такие пласты реальности, где есть информация, которую современный человек воспринимает, условно говоря, экстрасенсорно. Для современных представителей технократической цивилизации этой информации просто не существует и похоже это на то, как не существует электромагнитного излучения, для обычного человека, но в тоже время оно никуда не девается для тех, кто по роду своей деятельности связан с его воздействием на человеческий организм.

Человек включен в мир не просто как одна из его составных частей, а как он же, тот же самый Мир,- просто в какой-то одной отдельной  ипостаси, в форме специфически человеческой телесной организации. Чувствующий (обладающий реликтовым восприятием) человек не выделяет себя из окружающего его мира, потому что он в полном объеме буквально со-природен ему.

В таком исходном целостном синкретичном ощущении себя человеком, отдельно не представлены также и его «тело-сознание», потому что их – как изолированных, имеющих самостоятельное существование субъективных данностей  тоже не существует.

Какие именно каналы поступления информации функционировали на ранних стадиях филогенеза человека, конечно же, сказать очень трудно. Вероятнее всего они существовали и обеспечивали особый тип мироощущения и мировосприятия.

Поначалу дремлющий разум все время копит информацию и впечатления. Затем, в какой-то момент количество накопленного опыта переходит в качество новых возможностей, мозг просыпается и берет управление над всем на себя. Так мы приходим к тому, что через нервную систему  мозг информирован обо всех процессах в организме, связан со всеми структурными образованиями.

Как только в восприятия тело и сознательная активность разбиваются на противоположности, так сразу в человеке проступают ощущения изолированного переживания собственной телесности и стремление отождествить себя с тем, что в нем самом, не есть ощущаемое тело. Так появляется идеализация конденсирующая понятие эго, самость вместе с рассудочной деятельностью.

Появляясь на пути, в области сферы эго-сознания, информация, изначально многоплановая, неоднозначная, мультимодальная, проходит различные этапы преобразования, где кодируется репрезентативными системами разной модальности. Некоторые из систем, полностью, или по большей части, игнорируются нашим программными компонентами «Я» с уровня целого. Оставшаяся информация приводится в соответствие с существующими правилами и стереотипами  уровня эго-сознание.

Некоторые каналы поступления информации настолько сильно игнорируются нашим «я», что не осознается не только поступающая по ним информация, но даже обстоятельства их наличия совсем неизвестны.

Реликтовое ощущение, чувствознание было вероятно слабо дифференцированным, т.е. целостным, обеспечивая мгновенную реакцию организма на изменение значимых для выживания параметров среды. Возможно, уместно предположить, что таким инструментом была поверхность кожи и связанные с ней мышечные цепи, суставно-сухожильные сочленения, которые создавали таким образом то восприятие глубинных основ окружающего мира, которое можно называть «кожным чувством».

Кожа это та структура, которая находится на границе соприкосновения человека с миром, получая такие ощущения, которые иначе, чем «чувствование всем телом» не назовешь (пример рыбы нильский гимнарх). Здесь также хочется вспомнить «темное чувство мышц» И.М. Сеченова.  Сеть фасциальных тканевых структур, которыми создаются миофасциальные цепи, каналы, меридианы в теле человека. Вспоминается также сохраненность в языке многочисленных выражений, в которых отражена особая роль кожного ощущения, как некой комплексной характеристики: «всем телом почувствовать», «кожей ощутить опасность».

Вот и получается, что для нас современных людей выросших на ценностях технологической цивилизации, ни этой информации не существует, ни этого канала нет, потому как они не представимы в языке аналитической современной естественнонаучной мысли. На самом деле все не так. Просто современный человек функционирует с опорой на тот приоритетный канал (канал мысли с левополушарным доминированием), который не чувствителен, и плохо приспособлен для восприятия альтернативных каналов информации и их содержания.

Возможно, информация, поступающая по эти каналам, параллельно, кодируется некоторой своей частью также и остальными репрезентативными системами (кроме рассудочного канала мысли) в соответствии с их специфическими параметрами: зрительной, осязательной, обонятельной, кинестетической, т.е. это, возможно, не какая-то особенная звуковая, визуальная, обонятельная, осязательная информация, которая непредставима на языке в сознании, а та подсознательная информация, которая представлена в восприятии потоком мурашек, покалываний, зуда, холода и тепла.

Обращаясь к восточной традиции и ее мирообразующим принципам, где мышление (мысль) может быть рассмотрено, как шестое чувство, которое также функционирует наряду с известными пятью, которые в западной культуре называется органами чувств.

В буддийской традиции «ум» называют шестым чувством, отводя ему место в ряду всех остальных не выделяя особо его. Мысль для них – это не интегральная метауровневая способность, как для европейца, а просто еще одна система репрезентации информации, такая же, как и память, как и другие когнитивные. Для европейца же она стала настолько доминирующей, универсально используемой, что превратилась в выделенную, играющую роль некоего универсального языка, на который переводят данные всех остальных каналов поступления информации.

Что же является языком этого необычного канала? Поступающая информации в канал «шестого чувства» по-видимому, будет передаваться на языке «нутра». Элементарными единицами представления информации в этой репрезентативной системе, думается, будут динамики энергии, на уровне тела, предстающиеся нашему восприятию, как всплески-переливы неясных, неотчетливых, синкретичных телесных чувств-ощущщений-переживаний, где все слито, смешанно, неясно. Они принципиально не выразимы в естественном языке, потому  что последний, как мы знаем, является языком эго-сознания, формализованной плоскостной структуры.

Телесно-воспринимаемый и эмоционально и ментально переживаемый мир человека принципиально двойственен, как любая веешь. Любое событие, любая конфигурация энергий принципиально амбивалентны. Телесный динамизм опорно-двигательной системы и динамика психоэмоциональной и ментальной жизни, протекают в сочетании напряжения и расслабления;  концентрации и рассеивания (рассредоточения) энергии и информации; ритмов подъема (вдохновения, озарения, обновления, изобретения) и спада (отдых, размышления, ассимиляции). В психо-духовной жизни эмоциональное и интеллектуальное напряжение оказываются несоизмеримо мощнее телесно-мускульного, затрагивая глубинные, корневые уровни телесной организации человека.

На сегодняшний день в теоретико-информационной парадигме тело осмысляется как информационный процессор. Существуют идеи единства тела и среды, структурной иерархичности телесности с определенными степенями свободы отдельных звеньев, наличия «координированных структур», когда группы мышц работают вместе, чтобы специфическим образом воздействовать на определенную среду. При этом контроль распределен по некоторому множеству взаимосвязанных структур (головной мозг и спинной мозг, нервы и мышцы), а моторные умения возникают скорее изнутри этих взаимосвязей, нежели существуют запрограммированными сверху вниз.

Чувствознание проявляет себя как способность мгновенного первичного распознавания и реагирования. В психологическом контексте мы приходим к умному чувству. Основу холистическогоя зыка составляет понимание противоположностей, как граней, полюсов единого центра, где единство может быть понято как целостность,  и как внутренний источник внешней поляризации. Сознание на холистическом языке мыслится как тончайшая энергия, проявляющая себя на разных уровнях материальности (телесности) разными способами. Отвечая на вопрос о локализации сознания в мозге, современная нейронаука делает вывод о распределенности сознания относительно пространственно-телесной организации мозга, наделяя сознание свойством эмерджентности.

Следует отметить, что в учении йогов обнаруживаются те же идеи относительно распределенности частиц сознания. Сознание является органом трех измерений человеческого бытия – физического, эмоционального (тонкоматериального, астрального), ментального (еще более токоматериального). В таком случае мыслимые ранее раздельности теперь понимаются как аспекты единой сущности, противоположения духа и материи заменяется понятием духо-материи; идеальное не отрывается от материального. А мыслится как градация духо-материальности.

На холистическом языке ноосферного мировоззрения, чувствознание как особый род чувствующего понимания соотнесено со скрытыми, универсальными измерениями сознания. Чувствознание дает первый импульс распознавания, первичное ощущение целостности постижения, пробуждает интеллектуальную интуицию, вопрошающую работу ума и воображения. В творческой реальности тело мастера сразу приобретает форму и локализуется там, куда его направила мысль.

Телесность человека имеет сложную, иерархическую структуру, включая биологический уровень тела-организма, психосоматический уровень, тонкоматериальный психо-духовный уровень, поддерживающий ноосферную чувствительность. Концепты «тело-созниние» и «тело-среда» стоит мыслить по принципу нерасторжимого единства, как разные аспекты единого начала.

Индивидуальное тело-сознание может быть потенциально расширено до универсального ноосферного тела-сознания культуры. Подлинная свобода творчества достигается в преодолении природных и культурных фильтров (детерминант) с выходом в ноосферные пространства и возможностью творчества на основе распознавания ведущих эйдосов и ритмов скрытых измерений целостного мироздания. Так мы, пройдя уровневые этапы развития человеческого мироощущения  от реликтового, недвойственного, примитивного мировосприятия подошли ко дню сегодняшнему, с его насущным вопросом о вхождении в создаваемую ноосферную реальность пространства человека, где по новому должно взглянуть на целостность и единство тела и сознания.

Источники: Герасимова И.А; Бескова И.А.; Никитин В.Н.