Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками (продолжение)

Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками
20.12.2017
Изменение во времени физической активности
10.01.2018

продолжение статьи о телесном инструменте

С конца 1980-х начала 1990-х годов в когнитивной науке интенсивно развивается телесно ориентированный подход, где фокусируется внимание на «отелесненности» процесса познания, телесной облеченности всякого познающего существа.

Телесная организация человека представляет собой высоко интегрированную динамическую систему с иерархическими уровнями, включающими организменные системы (субатомарный уровень, уровень молекулярных ансамблей, уровень клеток и т.д.) и когнитивную систему с ее высшей компонентой – сознанием. В наших повседневных опрелениях предметов и явлений мы просто забываем, не думаем об обязательности двигательной составляющей, которая определяет возможность видеть, слышать, знать.

Любой фактор среды может быть воспринят, оценен, познан не таким какой он есть, а по тому воздействию на организм которое он создает. Картина реальности складывающаяся из этих взаимодействий (познающего и познаваемого) конструируется не по правилам сществующей внешней окружающей среды, а по правилам функционирования живого организма с его когнитивной системой. Не имеет смысла говорить о жизни вне живых систем, о познании вне когнитивных систем, об аутопоэзе вне аутопоэтических систем.

Автопоэзис термин, обозначающий буквально само-производство, которым возможно выразить диалектическую связь между структурой и функций сложной системы. Введенный еще в 1960-х годах У. Матураной и Ф. Варелой для описания сущности жизни, как способности поддерживать живой системой своей идентичности.

Это теоретическая модель жизни живого организма представленная формально в виде само-продуцирующейся автономной системы, то есть как самоорганизации особого типа управляемой эндогенно (изнутри), самой себя организуя; производя действие, что в когнитивном плане дает основу понятию «энактивации» «вдействования»;таким системам свойственно самовосстановление, самообновление, самодостраивание, что свидетельствует о незамкнутости и открытости таких систем к новому, т.е. к творчеству.

Основные положения концепции телесного и энактивного познания таковы: то, что познается и как познается, зависит от строения тела и его конкретных функциональных особенностей, движения в пространстве, способностей восприятия человеческого существа как мира средних измерений компонента универсума. Познание телесно обусловлено. Существуют телесные нити, управляющие разумом.

Имея определенную телесную организацию, человек используя когнитивные процессы может осваивать, визуально воспринимать, слышать и ощущать мир. Другие живые существа, с другой телесной организацией осваивают и строят свою, соответствующую возможностям их телесной организации. Каждое существо имеет свой жизненный мир, строит свое окружение, свою экологическую и когнитивную нишу. Необходимо заметить, что картина действительности, которую каждый из нас может себе создавать, в процессе проживания на основе непрерывной деятельности и сенсомоторного опыта, может быть отличной от той, что создается одними и теми же существами, одного и того же биологического вида. Другими словами каждый создает свою реальность, вернее конструирует ее в соответствии со своими когнитивными способностями и телесной организации.

Согласно теоретико-информационному подходу, общий обмен веществом, энергией и информацией происходит на всех структурных уровнях организации материи, в том числе и в природе биологических систем: у растений, животных и человека. Сам живой организм в соответствии со своей собственной природой отбирает те стимулы внешнего мира, к которым он будет чувствителен. Условием самоорганизации системы является ее открытость, где потоки информации и энергии создают определенный уровень сложности системы.

Нужно рассматривать тело как прибор с системой структурно-функциональных особенностей, осуществляющую информационное взаимодействие для поддержания на всех ситемных уровнях  процессов самоорганизации, создавая таким образом, инструмент (телесный инструмент) для познания мира, познания себя, мира через себя и себя через мир.

Всякий живой организм является активной, саморегулирующейся системой, которая познавая мир, устанавливает схемы изменения и проявления его собственной модели организации. Организм не просто реконструирует то, что «там вовне», а конструирует свое собственное видение объектов внешнего мира и строит свои собственные активные действия с ним в соответствии с тем, что он имеет «здесь внутри». Его психика и моторные движения его тела организуют внешнюю среду как продолжение его самого.

Феменологическая  модель  описания сознательной деятельности Homo sapiens, вероятно, одно из лучших изобретений природы, позволяющая биологическому существу представлять себя и других как целое, тем самым позволяя организму разумно и целостно взаимодействовать со своим внутренним миром и с внешней средой.

Тело, то место, куда сведены воедино действия и восприятия, где они могут существовать на уровне бессознательных глубин, дорефлексивного самосознания движения и восприятия. Думается, сенсомоторный смысл телесного Я не просто в наблюдении за действиями, как бы со стороны, оставаясь зачинщиком действия, но оно само есть чувствование и действие. Ощущение собственного тела в пространстве-времени и отношение к себе через телесное восприятие, не забывая также о действии  и других тел в отношении нас, соединяются и становятся для нас единым целым представлением о познаваемом нами мире. Мое тело это то самое место, где я имею экзистенциональную основу, то чем я являюсь сам для себя и для окружающего меня мира явлений.

Человек сам на основе своих когнитивных способностей, экзистенциональных и социальных установок отбирает из окружающего его мира только то, что резонирует ему, и тем самым находя себя в мире, созидает свою пространственно-временную проявленность в социокультурных отношениях. Этот наш мир восприятия и мышления, не ограничивается нашими кожей и кончиками пальцев, мы  неким образом распределены, влиты в окружающий нас действительный мир. Все то, что может быть вовлечено в получение жизненного опыта и, возможно могло бы стать таковым, все это зависит от телесной, психической и ментальной организации живого существа.

Мы создаем не собственный мир, а лишь модель мира. Сознательный опыт может быть представленным подобно туннелю. Наши органы чувств несовершенны: они развились для выживания, а не для того, чтобы передавать величайшие богатства и красочность реальности во всей ее немыслимой глубине. Таким образом, непрерывный процесс сознательного опыта не столько образ реальности, сколько тоннель  сквозь нее.

Современная нейронаука демонстрирует, что контент нашего сознательного опыта – не только внутренний конструкт, но и чрезвычайно избирательный способ репрезентации информации. Все что мы видим и слышим, осязаем, обоняем и ощущаем на вкус, — лишь малая доля реально существующего во вне.

Физическая система мозг – это конструктор действительности, и сам же часть этой действительности и, в свою очередь, нечто такое, что является непознаваемым условием конструирования и существования внешнего мира. Знание возникает в результате интегральной деятельности нервной системы, которая упорядочивает, организует, устанавливает связи в общем недефференцированоом потоке восприятия и опыта.

Постулат когнитивного гомеостазиса утверждает, что нервная система организованна (организует себя) таким образом, что в результате вычисляется некая стабильная реальность с действительностью мозговых процессов. С точки зрения функционирования замкнутых систем, ощущение объективности является интроспективным выражением устойчивости, определенного рода стабильности процессов, протекающих в нервной системе высокоорганизованных  когнитивных организмов.

Функционирование нервной системы полностью согласуется с ее основополагающей ролью в создании автономного единства, в котором каждое состояние активности приводит к другому состоянию активности того же единства, или же характеризуется операциональной замкнутостью, которая определяет природу живого существа.

Головной мозг является высшей управляющей инстанцией в организме, но в тоже время он сам по себе выступает как самоорганизующаяся система и это имеет самое непосредственное отношение к пониманию осуществляемых им процессов управления целостным организмом. Процессы самоорганизации в головном мозгу включают предваряющее формирование стратегии и тактики управления (имеющих возможность меняться во времени) целостным поведением организма.

Вся наша нервная система в основном закладывается и образуется во внутриутробном периоде. В процессе эмбриогенеза нервная система развивается из эктодермы, наружного зародышевого листка, который в дальнейшем становится кожей, часть клеток этого листка вворачивается внутрь, образуя нервную трубку – зачаток спинного мозга. Генетический код определяет пути миграции нейронов и порядок их соединения друг с другом.

Зарождение нейронов как бы снаружи и дальнейшее их перемещение вовнутрь организма, представляется, онтогенетическим выражением философского взгляда на мозг как на орган, находящийся на поверхности раздела внутреннего и внешнего мира определяющий таким образом границы нашей осознаваемой самости. Нервная система возникает в филогенетической истории живых существ как сеть специализированных клеток, которая включена в организм таким образом, что она связывает точки сенсорных поверхностей с точками моторных поверхностей. С помощью нейронной сети, обеспечивающей такие связи, число возможных сенсомоторных корреляций в организме увеличивается и область поведения имеет возможность расширятся.

Еще до нашего рождения образование связей между нейронами начинает испытывать влияние чувственного опыта. «Опыт» для нервной системы выражается в активации нейронных импульсов в ответ на стимуляцию. Когда нейроны активируются, их соединения друг с другом растут, поддерживающие их клетки размножаются, и прорастают новые кровеносные сосуды. Именно так через опыт формируется нейронная структура.

Наш мозг необычайно пластичен. В неврологии пластичность означает удивительную способность мозга меняться и адаптироваться практически ко всему, что с нами происходит. Инструментом воздействия на мозг может быть наше собственное тело. Вызванная телесным опытом нейропластичность встречается в жизни достаточно часто. Гениальные танцовщики и пианисты, люди, ставящие спортивные рекорды, и феноменально владеющие свои телом за счёт тренировки. Каждая часть нашего тела представлена в соматосенсорной коре мозга: более чувствительные и активные части тела большим, а менее чувствительные и активные — меньшим количеством нейронных соединений.

Так мозг являет собой нечто похожее на центральный телефонный узел, с ролью выдачи сообщения или выяснения его, не прибавляя и не убавляя от него. Органы  восприятия посылают к нему нервные волокна. Моторная система, представленная в нем центром, в котором периферическое раздражение вступает в сношение с тем или иным моторным механизмом.

В коре мозга благодаря возникновению динамических структур, — функциональных объединений огромного количества нервных элементов и циркуляции по ним информации — происходит создание моделей мира. Эти модели складываются или затормаживаются в результате циркуляции информации не только в коре, но и прежде всего в системе «периферия-центр».

Сопряжение между сенсорной и моторной поверхностями достигается с помощью нейронной сети, конфигурация которой может варьироваться в самых широких пределах. Кожный сенсорный нейрон, способный реагировать (электрическим импульсом) на надавливание в той точке, где он находится связываясь со спинным мозгом, где он контактирует со многими ассоциативными нейронами. Некоторые из них контактируют непосредственно с двигательными нейронами, которые, активизируясь, способны вызвать сокращение мышцы, то есть создать движение. В свою очередь, движение приводит к изменению сенсорной активности, поскольку давление на сенсорный нейрон уменьшается.

Только некоторые из изменений в чувствительных нервных клетках рецепторов обрабатываются как сигналы, большая же часть поступающих извне стимулов отфильтровывается, некоторые изменяются, другие усиливаются, дополняются «достраиваются». Сигналы какой-то специфической сенсорной области могут помогать другим частям мозга, поддерживать возбуждение, формировать перцептивный образ о положении тела наблюдателя в пространстве (являющийся непременным элементом нашего самовосприятия и перцептивного самосознания) или регулировать движение.

Большие популяции сенсорных нейронов сдвигаются и работают вместе в мозге, чтобы сделать возможными эти исключительно сложные взаимодействия, которые позволяют нам воспринимать мир унифицированным образом. Нормальное функционирование организма представляется так, что в каждый момент нервная система работает в соответствии с многочисленными внутренними циклами нейронных взаимодействий (аналогично функционированию двигательных нейронов и сенсорных волокон мышц), которые непрерывно изменяются. Эта активность модулируется теми изменениями сенсорной поверхности, которые обусловлены не зависящими от организма возмущениями (например надавливание на кожу).

Традиционно считается, что у нас есть только пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Организмы получают сенсорные сигналы при помощи органов, которые могут реагировать на температуру, свет, давление, электрический ток, силу тяжести, различные химические вещества и т.д. Однако относительно недавно выяснилось, что мы обладаем несколькими дополнительными видами чувств, таких как болевые ощущения, ощущения давления, температуры, движения, положения суставов и мышечное чувство, которое теперь обычно включают в тактильные ощущения.

По всему телу, на коже, мышцах, суставах, связках и сухожилиях, есть «датчики», которые передают в центральную нервную систему информацию обо всех изменениях в органах. Весь этот непрерывный поток управления частями собственного тела английский физиолог Чарльз Шеррингтон в 1906 году назвал «проприоцепцией», что с латыни можно перевести как «восприятие себя». Сигналы, поступающие от проприоцепторов — один из факторов, помогающих нам ощущать положение тела в пространстве и осознавать его размеры и форму. В этом бессознательном процессе также задействованы зрение и вестибулярный аппарат и по сути, можно сказать, что это наше «шестое чувство».

Обычно люди даже не задумываются о его существовании, но лишь до тех пор, пока оно не пропадёт. Так случилось, например, с героем документального фильма ВВС «Человек, который потерял своё тело». Мужчина  в 19 лет заболел неизвестным редким вирусом, который уничтожил половину его нервной системы. Импульсы от проприоцепторов перестали поступать в мозг, и лишь благодаря зрению и силе воли он смог снова начать двигаться. При этой редкой патологии сенсорные периферические нервы, которые снабжают соматосенсорную кору (головного мозга) информацией о движениях тела, уничтожены, а моторные нервы остаются нетронутыми. Это значит, что мужчина может двигаться, но он не может ощущать своих движений. Наблюдения за тем, как он двигается показывают, что его движения похожи на движения людей с хроническими болями в спине. Если вдруг в открытом месте выключается свет, то он неуклюже падает на землю.

Анатомически рецепторы расположенные в суставных капсулах, или находящихся в соответствующих суставу связках — не очень важны для нормальной проприоцепции, поскольку обычно они стимулируются только в экстремальных положениях сустава, а не при нормальных, физиологичных диапазонах движения. И наоборот, проприоцептивные нервные окончания в поверхностных слоях более оптимально расположены для этой задачи, так как даже небольшие изменения углов в суставе ведут к сдвигам в существенно различных регионах поверхностного слоя. Исследования показывают, что фасциальные ткани  распологающиеся в поверхностных слоях тела на самом деле гораздо более плотно населены механорецепторами, чем более глубокие тканевые образования.

Возможно, сделать следующее предположение, что интрорецепторное ощущение от проприоцепция, как бы есть шестое чувство, но не такое очевидное, как зрение, вкус, осязание, слух и обоняние, но при этом одно из самых важных и базовых во всем нашем организме. Мы можем иногда в качестве интересного опыта представить, каково быть слепым или глухим, но представить себя без проприоцепции невозможно.

Исследования по психометрии показывают, что то ощущение собственного тела, состоящее из различных подчастей, важнейшими из которых, по мнению исследователей,  могут являются обладание телесной чувствительностью, способностью  скоординировано действовать в пространстве, создают необходимые онтологически  условиями возникновения самосознания. Внутреннее чутье или интуиция («интероцептивное восприятие тела») и эмоции существующие фоном также составляют еще одну важную группу ощущений, скрепляющую сознаваемое.

Ощущение что «это Я» не сводится к ощущению «это здесь» и, что еще важнее, способность действовать (сознательный опыт выполнения и контроля действия) и обладание являются различными, определенными и отдельными сторонами субъективного переживания. Владение своим телом, его ощущениями и различными его частями, есть фундаментальное условие для чувства «быть кем-то». Ближе всего к искомому чувству собственного я находится чувство обладания. Это особая сторона сознательного опыта, вид автоматической самоотрибуции, которая интегрирует определенный тип содержания сознания в то, что переживается, как наше собственное «Я».

Образ нашего тела на удивление гибок, например, опытные лыжники способны расширить сознательно ощущаемый образ тела до самых кончиков лыж. Автогонщики умеют простирать его до бортов машины; им не нужно визуально оценивать, протеснится она в узкий проем, обойдет ли препятствие они просто чувствуют это. Прохождение с закрытыми глазами в пространстве с неизвестным расположением объектов, нащупывая их тростью, — тогда вероятно замечали, что внезапно начинаете испытывать осязательные ощущения на конце трости.

Исследуя себя по средствам перемещения, тело познает собственные возможности и способности, необходимые для вхождения в мир и пребывание в нем. Основное чувство и информация складывающие перцептивное восприятие,  позволяющее нам почувствовать движение, приходят к нам из суставов. Сокращение мышц и мышечных цепей это реакция на восприятие, а мышечный нерв, моторный нерв может быть также назван чувствующим. Мышечное чувство, по Сеченову, есть анализатор времени и пространства, воспитатель и руководитель других органов, также и самой центральной нервной системы, которая является распорядителем, и высшим распределителем на основе тех функциональных особенностей, что помогли в далеком прошлом, возможно, человеку стать непосредственно человеком.

Это положение  вытекает из представлений И.М. Сеченова о роли мышцы в познании, где мышца сама по себе, есть как бы воспринимающий элемент, продолжающий сенсорную систему и способствующий всей моторно-сенсорной системе воспринимать. При осуществлении движений мои мышцы вовлекают мой скелет в работу и в свою же очередь, все мое тело начинает двигаться следом. Мы танцуем по жизни в паре со своим телом.

Через действие, двигательную активность формируются когнитивные способности живого организма, как в онтогенезе, так и в филогенензе. Когнитивные структуры могут быть соотнесены с определенными сенсомоторными схемами, что позволяет нам собирать информацию из окружающего мира, обрабатывать ее, а также в ходе функционирования когнитивных процессов, создавать перцептивные образы для наиболее целесообразного дальнейшего поведения. Структура восприятия и мышления зависит от «синергий тела», от сенсомоторного опыта, которому соответствуют определенные нейронные структуры.

Движение как функция тела направленно на познание и осознание человеком себя в мире. Формы движения человека соотносятся с его потребностями и намерениями, они социально обусловлены. Движение выступает как средство коммуникации субъекта, и как способ его самовыражения и самопознания в окружении людей. В движении и посредством движения человек познает не проявленное бытие своего тела, его «стремление» к самоорганизации, «самопологанию».  Движение, не имеющее отношения к локомоциям живого организма, есть форма существования мира находящегося в постоянной трансформации.

Эффективность поведения живых существ зависит от их когнитивных способностей извлекать из окружающей среды, получать информацию о своих собственных состояниях и обнаруживать корреляции между сенсорными данными. Для того чтобы выжить, они должны соответствующим образом отбирать, интерпретировать и перерабатывать сенсорные сигналы, создавая на их основе когнитивную информацию об окружающей среде. Эту информацию необходимо также соотнести с соответствующей информацией о себе как обитающем в данной среде живом существе, т.е. результатами самовосприятия, которое непосредственно сопряжено с центрами управления когнитивными функциями и адаптивным поведением.

Всякое движение в пространстве, возможно, должно образовывать волны и голова человека должна излучать большой длинны (до 30 00км) в окружающую среду. П.П. Лазарев, предсказывал, что если разместить два мышечных препарата недалеко друг от друга и заставить сокращаться один из них действием химического или механического раздражителя, то электромагнитная волна может вызвать сокращение другой мышцы. Таким образом, если нерв излучает волны определенной длинны, то и чувствителен он будет к воздействиям волн такой длинны, то есть он как бы «настроен» на определенную длину волны. Некоторые исследователи в качестве датчика «мозгового радио» предлагают использовать мозг другого человека, предполагая при этом, что передача идет в сантиметровом диапазоне или с помощью низкочастотных ЭМП.

Мы все движемся, результируя своими конечными движениями какой-то хаотический процесс дрожания, который сопровождается вибрационными характеристиками в частотном диапазоне. Еще в 1928 г. немецкие ученые смогли зарегистрировать ЭМП мышц человека и животных. Мышцы постоянно находятся в состоянии вибрационно — частотного поля, вибрационные показатели которого вступают в резонанс с воспринимающими контурами мышечных цепей. Структуры клеток обладают высокоорганизованной системой генерации эндогенных когерентных ЭМП широкого спектра частот. Плотность эндогенных токов на поверхности тела человека связанна с электрической активностью нервных клеток и составляет 1 мкА\м2. Частоты этих токов в мозгу колеблются в диапазоне от 1 до 40Гц, при этом самые высокоамплитудные компоненты лежат в пределах 10Гц. Исследования продемонстрировали детальное сравнение  МЭГ и ЭЭГ при их одновременной регистрации, у одного и того же испытуемого, что в состоянии бодрствования имеется строгое соответствие МЭГ и ЭЭГ в диапазоне частот альфа-ритмв (8-14Гц).

Ученый Рудольф Рейтлер, препарировал насекомых и помещал в физиологический раствор их внутренние органы, в частности пищеварительный канал и половые железы азиатской саранчи, где они продолжали сокращаться в течение десяти часов. Рейтлеру удалось заметить, что всякий раз, когда он начинал двигать руками или ногами, или делал глубокий вдох, сокращение органов, находящихся в растворе, резко усиливалось. Случайно замеченное явление он неоднократно проверял и установил, что активность находящихся в растворе органов возбуждается и тогда, когда вблизи препарата сокращаются мышцы насекомых. Вывод им был сделан такой, что работающие мышцы одного существа на расстоянии усиливают сокращение мышц другого существа.

Мы замкнуты внутри себя и в тоже время окружены безграничным океаном, где границей разделяющей и соединяющей, по аналогии с полупроницаемой мембраной, является эмерждментное качество сознания. Современные нейрофизиологические и психологические исследования говорят нам о том, что мозговая деятельность, ответственная за феномен сознания, непременно включает интеграцию информационных процессов интероцептивного и экстероцептивного плана, которые создают в головном мозге нейродинамическую систему.

Мозг сознательно или нет, но должен создавать образы, возбуждая под их влиянием центры мышечной активности в коре головного мозга. Затем возникает непроизвольный отклик в скелетно-мышечной мускулатуре, и мозг принужден двигать, скажем, рукой, но возможно, что источник образа не в коре, а в ином месте, а мозг только собирает как некое эмерджентное свойство этот анализатор.

Возникнувший образ в моем сознании, на первый взгляд может быть воспринят только мозгом, но если рассматривать все выше сказанное о мышце, как сенсорном чувстве, то получается, что мышцы могут непосредственно принять начальную команду (некие вибрационные характеристики в пространстве) к движению от некоего бессознательно существующего аспекта человека. Это функциональная система, являясь интегральным нейромышечным аппаратом управления, образует собой некоторый виртуальный орган, который помогает описывать часть феноменальных состояния человека.

Субъективные явления, отображающие внутренние изменения в организме, также имеют свой нейродинамический эквивалент в виде нейродинамической системы. Так называемые темные ощущения, болевые ощкущения, всевозможные чувственно-эмоциональные отображения соматических изменений в организме. Этот вид субъективных отображений правильнее было бы назвать чувственными знаками. Поскольку в них не воспроизводится объект в его собственных формах, а лишь содержится специализированное указание на него. Интероцептивная сигнализация и связанные с ней внутрениие рецепторы не являются дистантными, они не выступают активными организаторами сигналов в такой же степени, как например, органы зрения и слуха. Они локализованы в соматической зоне, имеют в себе ограниченный кругозор и в психическую сферу посредством интероцептивной сигнализации поступают, как правило, в виде сложной цепи многофазно опосредованных висцеральных рефлексов (висцеро-висцеральных, висцеро-вазомоторных, висцеро-секреторных).

Возможно утверждать, что у биологических организмов развились органы двух типов: одни, такие как сердце или печень, составляют части организма, так сказать «железо», плотные, постоянством определенные; и «виртуальные органы», как то, чувства (гнев, желание, зависть, отвага) и феноменальное восприятие цветных объектов или музыки, либо воспоминание какого-то эпизода. Другой пример виртуального органа — иммунная реакция, которая реализуется только когда требуется: на некоторое время она создает особые каузальные свойства, обладает определенными функциями и выполняет для организма некую работу. Когда работа исполнена она исчезает.

Виртуальные органы подобны материальным в том смысле, что выполняют определенную функцию, определяясь набором функциональных характеристик они позволяют делать вам что-то новое. Своей функциональностью виртуальные органы позволяют нам различать съедобное от несъедобного, искать и распознавать новые источники пищи, планировать атаку на добычу. Они позволяют понимать нам разум других людей и более эффективно сотрудничать с товарищами, находясь вместе с ними на охоте или же занимаясь коллективным творчеством.

Виртуальные органы открывают нам глобальный доступ к информации, подводя к новым фактам и, иногда к совершенно новым формам знания. В свете этого мозг можно считать социальным органом тела: наше сознание контактирует с чужим сознание с помощью нейрональных систем и взаимосвязей, которые подобны антеннам, настроены на улавливание чужих сигналов.

С применением тонко настроенных технических приборов в области биологии становится ясно, что живые существа — растения, насекомые, рыбы, птицы, животные — несоизмеримо превосходят человека в чувствительности. Знако-символические языки живых организмов имеют физико-химическую, биофизическую, биологическую  основу, а также и организуют социальную структуру (например, каждая стая дельфинов говорит на своем диалекте).

Невербальные языковые формы используются для ориентации в среде, выполнения жизненных функций и коммуникаций. Такой формой является ритмодвижение, танец, гимнастическая практика организованные в пространстве, где они создает язык общения внутри социальных образований.

В живых системах обнаруживают память, восприятие, чувствительность, распознавание, предвидение, коммуникации, кооперативное поведение, обучение, в определенном смысле свободу выбора, элементы материальной культуры, проявления эстетического чувства, когнитивное (информационное) картирование. Однако, превосходя обычного человека по чувствительности, животные не обладают качествами разума человека, их мышление не связывает причины и следствия сиюминутно, возможности их творчества несравненно ограничены.

Притупление чувствительности человеком в ходе эволюции явилось своего рода защитной реакцией на грубые условия среды и неуправляемость собственных психических процессов. Однако тонкая чувствительность в человеке пребывает в латентном состоянии и с глобальным изменением планетарных условий должна развиться в чувствознание.  Чувствительность и даже тонкое чувствование являются необходимыми условиями для чувствознания, но не достаточными, так как требуется развитость сознания и мышления.

продолжение следует