Когнитивный подход к древнеиндийской философской мысли

Война во имя себя
20.11.2017
Йога для начинающих
06.12.2017

Взаимосвязи и параллели древнеиндийской философской мысли с современными мировоззренческими концептами, сформировавшимися в когнитивной науке.

 

Тело есть центр бури.

Начало координат, настоящее место напряжения в цепи нашего опыта.

Все вращается вокруг него и ощущается с его точки зрения.

 

Между древнеиндийской философской мыслью и новейшими идеями и моделями современной когнитивной науки устанавливаются некоторые поразительные параллели. Индийские философские учения находят восприятие как телесное, активное, конструирующее, включенное в общий динамический поток бытия.

Когнитивная наука, говоря о познании, рассматривает его как телесно обусловленное, встроенное в среду (в нейрофизиологическую основу и в окружающую среду). Оно основано на активном действии или активном вдействовании субъекта в познаваемую им среду. Познание человека зависит от строения  его тела и его конкретных функциональных особенностей, движения в пространстве, способностей восприятия человеческого существа. Познание телесно обусловлено. Существуют телесные нити, управляющие разумом. Так для человека восточно-азиатского региона со спецификой его менталитета (индиской и китайской традиции), своя собственная психика издревле стала лабораторией для наблюдений, исследований и возможных трансформаций.

 

Древнеиндийская философская мысль, представленная категориальным рядом: пратьякша, индрии, виджняна и д.р., которые в современном прочтении позволяют выйти на уровень современного философского знания и рассмотреть совпадения смысловых параллелей лежащие в основе мировоззренческих моделей постижения мироздания.

То что «перед глазами» пратьякша, может обозначать как процесс восприятия, и так же цель, результат. Так воспринимая что-то, что перед глазами, можно сказать, мы непосредственно это воспринимаем в его данности. Пять способностей чувственного познания обозначаются индриями. Через эту категорию в индийских философских учениях можно было получить представление о сродстве, единосущности воспринимаемого и воспринимающего. Орган обоняния нос может воспринимать запах, потому как сам состоит из частичек «земли». Орган осязания кожа из частичек «воды». Глаз видит потому, как в нем есть частицы «огня». Так прана это «ветер», прибывающий в нашем теле. Ухо и слух составляют часть пространства акаши, «эфира».

Восприятие неразрывно связанно с действием, а инструментом этого действия, встраивания познающего существа в мир является тело. Восприятие активно и имеет место не просто пассивный контакт, но активность органов чувств. В процессе восприятия имеет место непосредственный контакт, как бы даже взаимоприкосновение и проникновении субъекта и объекта. В восприятии есть непосредственное касание рукой, и непосредственный контакт глаз с видимым предметом. Чувства представляются в свете сказанного как функциональный орган «хвататель». Он бнаруживает только определенное свойство лишь только потому, что сам обладает этим свойством, делая скрытое явным, будучи индикатором того что уже имеется. Органы чувств человека как «щупальцы» которые он высовывает мир, чтобы обнаруживать в нем что-то. А человеческое тело – это инструмент познания, чувствилище.

Виджняной как «различающее познание» обозначена высшая когнитивная способность, выделяющая (различающая) вещи из общей массы, тонко усматривая также и различие между реальным и нереальным. Сознание в его динамической подвижности  по смыслу близко к виджняне, схожесть их очевидна, это позволяет сближать динамический подход в современной философии сознания (philosophe of mind) и древнеиндийскую философскую мысль. Ум в движении, — есть сознание которое воспринимает и мыслит – это поток, в движении которого можно усмотреть некоторые закономерности. Форма существования виджняны – это поток мгновенных состояний.

Наряду с потоком сознания (виджняна в буддизме) и его интеллектуальной активностью, можно сказать, что тело также находится в потоке «телесный поток» шарира-сантана отражающий понимание влитости тела в общий поток дхарм как элементов бытия. Этот поток подвижен и изменчив, он обладает отдельностью его элементов, которые появляются и исчезают наподобие вспышек света в темноте. В индийских философских учениях под телом —  рупа — понимается все, что связанно с «формой», «образом», а буддийский контекст передает смысл «телесное», «материальное», то что «видимо».

Тело в древнеиндийской философской традиции является динамической системой, которая способна к развитию (здоровое состояние), так и к деградации (болезнь). Оно способно постоянно прибывать в процессе эволюции со знаком минус или плюс, усложняясь и усовершенствуясь, или направляясь к разрушению и угасанию своих функций. Тело как динамичная система в плане познания, может способствовать накапливанию знания, а также и забывания их, что способствует расширению сфер опыта человеческого существа в мире. Представления о теле как сложной динамической системе, связанной со средой петлями прямой и обратной связи, строящей эту среду, изменяющейся вместе с ней и благодаря её участию, во многом совпадают с новейшими идеями и представлениями когнитивной науки.

Пять групп психофизических явлений, называемых скандхами («масса», «куча») рассматриваемых в буддийской традиции, очень близки с новыми представлениями когнитивной науки о телесном познании (embodied cognition), где жизнь и живой познающий организм рассматриваются в петлях взаимных связей и взаимной обусловленностью со средой его окружающей и им познаваемой. Система скандх где рупа является материальным основанием, представляет тело как чувствилище, а организм динамически взаимодействующим со средой. Интересен следующий факт, что на основе используемых телесных измерений частями тела измеряется в Индии пространство и время. Размеры и расстояния измеряются ступнями, ладонями, локтями и т.п. Время измеряется антропоморфными единицами, а именно морганием глаз.

Активность восприятия выражается в активности органов чувств (индрий), которые часто представляются устремленными к воспринимаемому предмету (глаз не только видит свет, но и сам его излучает, что делает возможным само восприятие). Активность восприятия, может быть описана активностью ума, манаса, как координатора и соединителя действия органов чувств и моторных функций. В соответствии с древнеиндийским мировоззрением, видением мира целостно и процесс его познания (перцептивные свойства и функции) неразрывно связанны с ментальной активностью.  Манас как глагол «думать» может обозначать внутреннее чувство или «чувствующий ум».

Представление об уме (манас)  в его активности, способности объединять воспринимаемое в единое целое и связанностью с движениями тела, все это есть на самом деле замечательное прозрение индийской мысли о способностях воспринимающего ума (сознания),  которые изучаются современной концепцией телесного и энактивного познания.

В рамках этой концепции человек или живое существо являются активно встраивающимися в среду познающими субъектами, где когнитивная деятельность совершается посредством вдействования в среду, активного приспособления к ней и преобразования части среды в свою среду. Познание, восприятие и мышление сопряжено с активным потоком движений познающего агента.

Сознание по своей природе является активным, творческим, светоносным, а субъект как сознающий, действующий, воспринимающий и мыслящий определяет окружающий его мир и открываемые им в мире смыслы зависят от установок его намерений.

Буддийское и шиваистское видение отношений субъекта и объекта познания в некоторых чертах возрождается сегодня в концепции энактивизма (англ. Enactivism) в рамках когнитивных исследований. Нейробиолог Ф. Варела утверждает, что познающий разум и окружающий мир неразделимы составляя единую систему. Познавательный процесс рассматривается как глубинная взаимная обусловленность внешнего мира и внутреннего содержания сознания.

Ум организует себя через взаимодействие с окружающей средой, и его познавательная активность есть вдействование организма в среду. Сенсомоторный смысл телесного Я не просто в наблюдении за действиями со стороны, оставаясь зачинщиком действия, но оно само есть чувствование и действие. Тело то место, куда сведены воедино действие и восприятие,  и все это существует на уровне бессознательных глубин, на уровне дорефлексивном.

В вайшешике, понимание близости или удаленности во времени и пространстве, то есть, местоположение и возрастные характеристики зависят от позиции наблюдателя. Подобный взгляд развивается и в современной когнитивной науке, – это так называемый эндофизический подход. В энофизике реальность строится самим наблюдателем и с необходимостью зависит от его телесных свойств и, даже от интенций его сознания. Мир в рамках данной парадигмы контролируется и конструируется контентно внутренним наблюдателем, наблюдатель со-бытийствует событиям мира, будучи их активным участником, производителем и генератором и в тоже время сам ими же и произведенным.

Интересным в теоретико-познаваемом смысле в индийской философской мысли является термин «спанда». Само слово на санскрите обозначает «пульсация», «вибрация». Буддисты говорят о «вибрации сознания», в кашмирском шиваизме мыслится «вибрация» заложенная в природе самого сознания, сторонники адвайтведанты рассматривают образ сознания как «пульсирующего».

Постоянные вибрации сознания это как недвижимое движение, постоянная готовность к восприятию и мыслительной деятельности, некое состояние stand by. Динамика сознания представляется  во внутреннем свободном выборе того, что воспринимается или мыслится, тем самым предоставляя возможности для саморазвертывания, развития. И вместе с тем же сознание самоотносимо, саморефлексивно, неся в себе самом самодостаточную основу.

Спанда будучи способностью активного сознания во многом соответствует тому, что Ф.Валера со своим учителем У. Матураной называл автопоэзисом (с греческого «самопроизводство»). Всякий живой организм является автономной, операционально-замкнутой системой, определяющими для него являются гомеостатические функции, самоподдержание, самоотнесенность. В живом организме каким-то образом заложена способность на узнавание о нарушениях внутрисистемных связей и своими силами производить самовостонавление, поддерживая тем самым свою телесную и психическую идентичность. Автопоэтичность сознания — это непрерывное самодостраивание, поддерживание своей идентичности, рефлексия, обращенность вовнутрь, на самое себя, и в свою очередь с другой стороны, постоянный поиск и становление вовне, обращенность к воспринимаемому объекту.

Так человеческое тело представляется нам как прибор, инструмент познания мира, познания себя, мира через себя и себя через мир. Мое тело то самое место, где я имею в бытии то, чем я являюсь. Ощущение собственного телесности в пространстве-времени и отношение к себе через тело, не забывая при этом о действии других тел в отношении меня, соединяются и становятся для меня холистичным представлением о познаваемом мире. Через вдействование, двигательную активность формируются когнитивные способности живого организма, как в онтогенезе, так и в филогенезе.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в древнеиндийской философской мысли на протяжении многих веков развивалось представление об активности воспринимающего разума, которое близко по смыслу с концепцией умного тела и энактивности познания (embodied and enacted  cognition) в современной когнитивной науке. Главным же является представление о телесности восприятия, о сродстве и единосущности органов восприятия и природных стихий, а также, об активности восприятия и деятельности сознания в умном теле.

Подготовлено по материалам Е. Н. Князевой.