“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.9.

“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.8.6
06.03.2019
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.9.1.
04.07.2019

Как указывает Б.Г.Ананьев, на определенной ступени развития органической материи возникает и развивается наивысший орган мозг, который, в сущности, представляет собой  ощущающую материю. Взаимодействие этой ощущающей материи (мозга и его органов чувств) с окружающей организм материальной действительностью осуществляется рефлекторно. Дифференциация органов чувств в организме, есть явление, с которым связана дифференциация ощущений, приводя к возникновению и развитию центральной нервной системы. Так в ходе эволюционных изменений создаются и развиваются формы чувствительности от самых простейших до наивысших форм развития чувствительности, как то психика человека. Это факт позволяет иначе подходить к факту развития интра- и проприоцепции на более высоких ступенях эволюции и к самому определению чувствительности.

Развитие  и специализация органов чувствительности определяются необходимостью адекватного отражения той предметной действительности, с которой организм вступает во все более сложные соотношения. Высший этап  развития (на уровне психики) живого, показывает, что воздействия вызывающие ощущения, это те, что всегда ориентируют организм в среде. Процессы же, осуществляющие обмен веществ усложняются в ходе биологического развития в том отношении, что для осуществления ассимиляции веществ из внешней среды становится необходимым воздействие на организм целого ряда различных веществ и форм энергий. Они образуют единый сложный процесс обмена веществ между организмом и средой. Различные формы движущейся материи (механическое движение тел, молекулярное колебания в виде тепла, электрического и магнитного тока, химическое разложение и соединение, организмы), воздействуя на различные органы чувств, к ним приспособленным, отражаются в виде различных ощущений в организме: кожных, зрительных, слуховых, ит.д.

В ходе эволюции, в связи с изменением среды, источников питания и соответствующих изменений строения самих организмов, самостоятельная роль некоторых из этих, прежде значимых самих по себе воздействий, становится мало существенной или даже утрачивается вовсе. По гипотезе А.Н. Леонтьева некоторые из этих необходимых для жизни организма воздействий, выступают в роли воздействий, побуждающих и направляющих процессы соотносящие организм с другими воздействиями, т.е. начинают нести двоякую функцию, ориентируя живое существо в предметном содержании его деятельности и выполняя сигнальную функцию. Чувствительность (способность к ощущению) А.Н. Леонтьев определяет, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям. Решающим условием возникновения чувствительности является переход от жизни в гомогенной, вещно не оформленной среде, к жизни в более сложной, вещно оформленной, состоящей из отдельных предметов, среде. Для организмов, погруженных в гомогенную среду «среду-стихию» необходимо обладать раздражимостью по отношению к тем ее свойствам, которые имеют непосредственное витальное значение.

В качестве примера, думается, возможно, указать на боковые линии рыб и магнитные каналы в виде электрорецепторов индуцирующие в теле рыб электрический потенциал. Боковая линия — это канал, который обычно тянется вдоль туловища от головы до хвоста. В канале расположены чувствующие сосочки, соединенные с внешней средой совсем маленькими отверстиями, находящимися в чешуйках, и нервами — с головным мозгом. Боковая линия бывает прерывистой, а иногда, как например у сельдей, располагается на голове. Боковая линия воспринимает даже самые незначительные водные колебания и помогает рыбам определять силу и направление течения, улавливать отраженные потоки воды, чувствовать движение в стае, волнение на поверхности. Пользуясь «шестым чувством», рыбы могут плавать ночью в мутной воде, не наталкиваясь на подводные предметы и друг на друга. Боковая линия позволяет улавливать и те колебания, которые передаются воде извне, — в результате сотрясения почвы, ударов по воде, взрывной волны. Рыбы не только используют магнитное поле для ориентации во время миграций, но и могут лоцировать им свои жертвы. Происходит это за счет создаваемого в районе головы, примерно в области глаз, переменного магнитного поля с частотой восемь –десять герц.

Далее, с переходом  к жизни в другой среде (выход рыб, земноводных на сушу) оказавшись отделенными от предметов своей потребности, организмам необходимо перестраивать умение ориентироваться в новых условиях. Сохранение развитых средств, для наиболее приспособленной жизнедеятельности в новых условиях, есть, по сути, принцип адаптативного приспособления и передачи эволюционных изменений.  Возможно, те сети акупунктуры или экоцептивной системы, в виде миофасциальной системы, есть тот «боковой электро-орган» рыб, который остается у позвоночных и после выхода на сушу, предоставляя им в распоряжение то самое «шестое чувство», увеличивая их шансы на выживание и приспособление в новых условиях.

Между животным и условиями его существования имеется, как правило дистанция, и тогда животному для продолжения жизни необходимо прежде всего преодолеть расстояние (разрыв) отделяющее его от того потребного объекта находящегося в окружающем мире. Это обстоятельство послужило причиной возникновения у животного особых поведенческих раздражителей, направляющих его на поиск необходимых ему условий, средств существования и размножения.  Восприимчивость, моторные реакции и чувствование границы взаимодействия направлены как на окружающую среду, так и на сам организм. На высшей ступени развития жизни у сложных организмов, обладающих нервной системой, единство организма с внешней средой и его зависимость от внешнего мира выступают в форме рефлекса. Взаимоотношения условных и безусловных рефлексов очень сложны.

У животных многие действия имеют, безусловно-рефлекторную, основу, но чтобы стать практически целесообразными они должны обрасти довольно сложной сетью условных рефлексов. Приспособление к окружающей среде осуществляется не с помощью простых условных рефлексов, а в результате множества различных приобретенных и врожденных реакций, образующих сложную систему, компоненты которой соединены между собой многообразными связями. Если несколько раз подряд стимулы действуют в одной и той же последовательности, то безусловные и условные реакции образуют фиксированную последовательность. Она может быть настолько прочной, что отдельный рефлекс будет ответом не на свой условный стимул, а на реакцию, вызванную предыдущим стимулом. Условный рефлекс может возникать у индивида на основе безусловного рефлекса, и служить основой для выработки других условных рефлексов на основе механизмов подкрепления и дифференцировки. В тоже время прочный условный рефлекс изменяет свою безусловнорефлекторную основу, преобразуя и сам безусловный рефлекс.

В механизме условного рефлекса заключен могучий фактор изменения наследственности под влиянием внешней среды. Организм, который регулирует свои внешние реакции, воздействия на внешнюю среду на основе образа этой среды отличается качественно новым строением. У него выделяется высшая нервная инстанция по управлению реакциями во внешней среде на основе образа этой среды и по увязке этих реакций с внутренней средой организма. Раздражения от физиологических потребностей организма поступают в особые центры, где они уже могут представляться как потребности, которые животное испытывает (переживает) чрез  эмоциональное состояние. Вся центральная нервная система, в том числе и большие полушария головного мозга, работают по принципу рефлекса.

Постепенное усложнение корковых реакций на внешний мир достигается процессом сцепления на основе ориентировочных рефлексов с другими благодаря их пространственно-временной смежности. Ориентировочные рефлексы, предоставляют расширенную возможность ориентировке индивида в окружающем мире и вместе с тем, «преднастраивают»  раздражаемый анализатор, в одних случаях для наилучшего использования подходящего раздражителя, а в других — для отвержения или ослабления неподходящего по своей силе или качеству раздражителя. Ориентировочную реакцию (как настройку анализаторов на лучшее восприятие нового стимула) следует отличать от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения высших животных, так как они направлены на более детальное ознакомление с вызвавшим их объектом.

Вся деятельность человека объективно может быть сведена к воздействию внутренних или внешних раздражителей, внутреннего или внешнего стимулирования, приводящих к развитию более или менее сложного рефлекса, выражающегося определенными действиями. Общей чертой всякого рефлекса (безусловного так и условного) является то, что он представляет собой закономерную реакцию организма на внешний агент, которая осуществляется при помощи определенного отдела нервной системы.

Большие полушария есть совокупность анализаторов, которые разлагают сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы и моменты и затем связывают разложенные таким же образом анализированные явления с той или иной деятельностью (по Павлову). Деятельность анализаторов, являющихся воспринимающим механизмом больших полушарий головного мозга, принимает на себя сигналы внешнего мира, создавая условия для связи этих сигналов с любой другой физиологической деятельностью организма. Такое управление внешними реакциями требует существенных изменений самого организма животных.  Между рецептором и мозгов, по всей видимости, существует не только прямая- центростремительная, но и обратная-центробежная связь. Простейшее человеческое ощущение есть функция чувствующей системы мозга в целом, т.е. весьма сложное явление природы, а органы чувств являются попеременно рецептором и эффектором. 

Сигналы о собственных нуждах организма, преобразованные в побуждения к действиям в среде, составляют органические потребности, являясь источником, мотивирующим субъекта. Это в свою очередь предполагает выделение специальных органов передвижения и захвата объектов, а также конечно и защиты от нападения других животных. Эти органы становятся все более дифференциально расчлененными, а наиболее подвижные сочленения их отдельных частей, управляются особым системным аппаратом, координирующим также и работу внутренних органов тела. Динамика ощущений, переход к адекватному отражению объекта имеет основой изменение характера движения возбудительного процесса и взаимодействия с тормозным процессом.Так мы подходим к пониманию ощущения как целостного рефлекса, охватывающего весь процесс взаимодействия между человеческим организмом и окружающей его средой, от объекта к субъекту и от субъекта к объекту.

Функция процессов опосредствующих деятельность организма и направленных на поддержание его жизни, есть не что иное, как функция чувствительности, т.е. способность ощущения. Чувствительность, как особая форма раздражимости, возникает раньше образования специальных нервных аппаратов (комплексов анализаторов). Дифференциации органов чувств, как особых нервных приборов, предшествовала чувствительность тканей и органов живого тела, которые по Леонтьеву, несли в себе функцию непосредственного приспособления основных жизненных процессов к окружающему миру. Паук, сидящий на своей паутине, чувствую жертву, и летящая летучая мышь, ориентирующаяся в пространстве полета и ее движений, — они необычайно тонко реагируют на колебания упругой среды. Такого рода явления нельзя полностью локализовать только в особых специализированных органах чувств.

Так вызывает интерес вибрационная чувствительность, которая открывает возможность нового подхода к раскрытию эволюции чувствительности вообще,  так как в силу своей диффузности она очень сложно отделима от других чувствительных комплексов. Это видимо и служит причиной, что не находят пока органа вибраторной чувствительности, так как она несомненно осуществляется всеми тканями тела организма в целом. По словам Ананьева, подобная диффузная механическая чувствительность (чувствительность к механическим изменениям окружающей среды) была и есть общая форма чувствительности живого тела, объединяющая внешнюю и внутреннюю среду организма, поскольку и во внутренних полостях тела колебания упругой среды производят соответствующие изменения. Бехтерев имел, по всей видимости, все основания для своих выводов, говоря о том, что вибраторная чувствительность человека есть общее свойство всех тканей его тела.

В вибрационной деятельности возникают тактильные и слуховые ощущения, играющие важную роль в более тонкой ориентировке организма во внешней среде. Вибрационная тормозит слуховую (орган слуха у человека может выполнять обе эти функции), но при повреждении слуховых функций вибраторные реакции растормаживаются. Однако в еще большей мере вибрационная чувствительность свойственна кожным покровам человека, где она переплетается с тактильной чувствительностью любого участка тела. Наиболее показательно, что вибраторная чувствительность свойственна всем мышцам, сухожилиям, сосудам и костной системе. Благодаря ассоциативным связям от мозговой коры направляются центробежные импульсы к мышцам, обслуживающим соответствующий рецептор, обеспечивая его приведение в состояние, более благоприятное для восприятия внешнего раздражителя. Тактильная чувствительность наиболее развита у человека в дистальных частях тела, особенно на кончиках пальцев, где наиболее низкая болевая чувствительность. Противоположность тактильных и болевых ощущений выражается в противоположных рефлекторных эффектах. Тактильные ощущения являются сигналами активных движений, напротив оборонительную и замиранием позицию вызывают болевые. Активное осязание образуется путем ассоциации тактильных ощущений с мышечно-суставными, которые изучаются кинестезией. Мышечно-суставная рецепция вовлекается в систему реакций вместе с осуществлением движения.  

Кинестетические ощущения являются функцией двигательного кинестетического анализатора, которым оказалась двигательная зона коры больших полушарий головного мозга. Так Сеченов определял осязание в целом как чувство, параллельное зрению в смысле пространственной включенности в окружающую действительность, показав связь пространственного видения, с его глазодвигательной организацией осуществляемой на всем протяжении пространственного видения, с актами активного осязания, когда сочетание тактильной рецепции с кинестезией мышц кисти руки определяет проекцию ощупываемых вещей. Из комплекса воздействующих на человека раздражений, он выделяет преимущественно те из них, которые адресованы к кинестетическому анализатору, поэтому он становится ведущим в поведении. С наступлением рефлекторного движения, проистекающего от первичного внешнего раздражения, в мышцах возникает множество вторичных проприоцептивных раздражений. И.М. Сеченов писал: «Местами рождения чувственных движений, должны быть кожа и мышцы; каждое изменение в положении последних должно видоизменять и характер бессознательного ощущения, влияющего на направление рефлекса».