Психопрактика вчера и завтра

Психопрактика вчера и завтра
30.11.2018
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.8.1
07.12.2018

Архаическая мифопоэтическая космогония составлялась на протяжении тысячи лет существования древних популяций людей, и шаманизм был основополагающей мировоззренческой картиной в них, в рамках которой существовал весь человеческий род.  Мифопоэтический источник шаманизма послужил основой, которая, так или иначе, питала образами и смыслами все религиозные концепции последующих поколений людей.

Сюжеты с принесением себя в жертву, расчленением и варкой своего тела на огне присутствует в сюжетах развитых религиозно-философских направлений мысли древнего человека. Наиболее интересными примерами полны мифологии древнего Китая и Индии. В обеих религиозно-философских концепциях «первочеловек» или великан приносит себя добровольно в жертву, и из его частей создается упорядоченный космос, который с каждым новым годом и ритуальными традиционными жертвоприношениями воспроизводит установленный цикл жизни и смерти.

В древнеиндийской мифологии «первочеловек», из которого возникли элементы космоса, вселенская душа «Я», имел имя Пуруша (Pъrusа — букв. «человек»). Мотивы Пуруши присутствующие в «Атхарваведе», «Шатапатха-брахмане», упанишадах в совокупности с текстами, посвящёнными жертвоприношению Пуруши (ритуал пурушамедха), позволяют реконструировать исходный обряд жертвоприношения «прачеловека», с его расчленением на части и отождествлением их с элементами Космоса.

Протоиндийское изображение, найденное на раскопках древнеиндийской цивилизации, показывает нам «прачеловека» сидящего на низкой подставке в йогической позе медитативного назначения, в окружении зверей. Ученые ассоциируют его с Шивой-Пашупати — покровителем скота и властелином природы, а также Шивой — владыке йогинов и аскетов. На голове божества два рога, между ними дерево (два атрибута возможно указывающие нам на шаманские корни).

В некоторых философских системах (например санкхья) Пуруша, есть вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити (материей), в результате чего возникает мир окружающей нас множественности вещей. Так из его частей тела создаются структуры  сословий\варн: рот брахманы — жрецы, руки кшатрии — воины, бедра вайшьи — земледельцы, ноги шудры — низшее сословие; его дух — луна, глаз — солнце, его уста — боги Индра и Агни, а его дыхание — ветер; его пуп — воздушное пространство, голова — небо, ноги — земля, ухо — стороны света и т. д.

Более поздние ведийские тексты предлагают ряд новых отождествлений. В них Пуруша («первочеловек») представляется в роли Праджапати повелителя всего живого, являясь «владыкой творения», он поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу; Праджапати властвует над двуногими и четвероногими, его руки — стороны света.

В древнекитайской мифологии мифический «первопредок», первый человек на Земле. Древние смыслы объясняют нам происхождения Неба и Земли. “Все чистое и легкое поднялось вверх и образовало небо, а из грязного и тяжелого получилась земля”. «Первочеловек» великан Паньгу побоялся, что они опять сольются вместе и уперевшись ногами в землю, а головой в небо стал удерживать их на своих местах. Каждый день земля становилась толще, небо выше, а Паньгу рос вместе с ними. Прошло много тысячелетий, а он все еще стоял, поддерживая небо. Наконец, небо стало прочным и, можно было уже не бояться, что оно упадет на землю. Паньгу страшно устал и захотел отдохнуть но, он умер, как только в изнеможении упал на землю. Его последний вздох превратился в ветер и облака, глаза стали солнцем и луной, туловище — земной сушей, кровь — реками, волосы на голове — звездами, кожа и волосы на теле — травами, цветами и деревьями, зубы и кости — металлами и драгоценными камнями, пот на теле — дождем и росой, и наконец, вши и иные паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.

По моему мнению, в этих примерах очень точно можно увидеть, как за тысячи лет мифопоэтической традиции шаманизма происходили изменения в человеке. Шаман был избранником духов, Космических миров, в которых он был участником и вершителем, обладающим творческой силой. С помощью этой силы он путешествовал между мирами, сохраняя и восстанавливая порядок вещей. Нам же в дальнейшем будет интересно рассмотреть методы психотехник, помогающие эту силу заметить, а также возможные варианты управления и контроля этой силовой составляющей человека.

Возможно этой силовой составляющей, ее мощью, укреплялась и трансформировалась природа человека, постепенно приводя его, по пути дальнейших изменений, к рано или поздно складывающимся предпосылкам изменений в существующей картине мира. Подобная трансформация, конечно, была не повсеместной, это был длительный и тяжелый процесс.  Изменения, которые происходили в обществе, постепенно отображались в самой шаманской традиции, постепенно создавая новые мифологии и новые культуры с развивающимися в нутрии них культами самотрансформациооного характера.