Психопрактика вчера и завтра

Психопрактика вчера и завтра
30.11.2018
Психопрактика вчера и завтра
30.11.2018

Продолжая рассматривать происхождение психотехник давайте остановимся на техниках трансформации тела неофита и подготовку его структуры к следующим этапам, в которых происходит его становление как шамана.

 

Сведение себя к скелету, означало выход (по М. Элиаде) за пределы профанного в область сакрального. Свести себя к скелету, это как бы вновь войти в утробу первозданной жизни и пережить полное обновление, таинственное возрождение. Сутью шаманской психотехники расчленения «профанного тела» становится длительное и упорное созерцание себя как скелета, сопровождаемое своеобразной аскезой (прямая аналогия с греческими упражнениями), предполагающей развиваемую в упражнении способность к высокой степени сосредоточенности и визуализации.

Это важное медитативное упражнение, которое равнозначно посвящению, удивительно напоминает сны сибирских шаманов, с той лишь разницей, что доведение до состояния скелета является там операцией выполняемой “предками-шаманами” или другими мифическими существами. Сибирские шаманы в большинстве случаев «избираются» и пассивно наблюдают за своим расчленением мифическими существами. В свою очередь в традиции эскимосских народностей речь идет о ментальном процессе, осуществляемом посредством аскезы и личных усилий самого шамана в виде  концентрации. Но в обоих случаях доведение до состояния скелета означает преодоление простого смертного состояния и, следовательно, освобождение от него.

Поскольку свободе видения “духовного” аспекта в окружающем мире, согласно шаманским представлениям, препятствовали “обычные” или профанные кожа, мышцы, внутренние органы, прибывающими в состояние хаоса, неупорядоченности и поддерживаемые низшими духами, инициированный шаман должен был пройти через психотехнику созерцания скелета и трансформации всего своего тела, преобразив его из низшего состояния в высшее.

Хаос преобразуется в порядок через имя и число. Для мысленной трансформации в теле при снятии всех своих внешних частей и оболочек, их нужно было называть специальными именами, используя для этого особый шаманский язык. Каждый элемент такого мистического видения был знаковым и требовал своего места, а значит пронумеровывался. Пересчитывание и называние костей, воссоздавало изначальную последовательность, упоминание в которой, магическим образом, вписывало  и переводило шамана из профанного в сакральную часть мира духов. По сути дела речь шла о полном растворении профанных границ с внешним миром, и для этого шаману необходимо было иметь новое тело.

Благодаря сверхъестественной силе духов его мысль получает возможность освободить свое тело от мяса и крови так, чтобы остались только кости. Видя себя совершенно голым и лишенным недолговечной плоти и крови, неофит сам посвящает себя — также на священном языке шаманов — своей великой работе через ту часть своего тела (кости скелета), которой суждено самое длительное сопротивление воздействию солнца, ветра и времени.

 

 

Трансформация телесных структур позволяет шаману быть частью двух миров (на самом деле трех), создавая тем самым прочные психофизические основы которые не разрушаться при пересечении границ миров.

Происходит это путем экстатического погружения человека на уровень реальности, где с его профанной телесной оболочкой совершается преобразование. При посвящении якутского шамана, его “плоть” поедается, приносимая в жертвенном подношении духам помошникам. Каж­дый из духов, поедающих тело неофита, отвечает за ту или иную болезнь. За то, что шаман кормит их своим телом, они награждают его целительскими познаниями. Рас­члененное тело раскладывается на три кучки. Первая кучка предназначается для духов Верхнего Мира, две другие — для духов Среднего и Нижнего Миров.

В инициации шамана, его плоть может вывариваться в котле в течение трех лет над огнем, и преподносится в жертву духам (небесным кузнецам). Также взамен  съеденных костей и частей тела небесные кузнецы выковы­вают шаману новый скелет. «Над огнем ви­сит огромный котел, который мог бы покрыть поло­вину Земли. Кузнец хватает будущего шамана щипца­ми, откусывает голову, а тело разрывает на куски и бросает в кипящую воду котла. За это время кузнец выковывает кан­дидату новую голову. После этого кости вылавливают­ся и пересчитываются». Символическое изоб­ражение скелета и костей можно встретить на костюмах якутских ша­манов в виде металлических пластин (ребра, кости рук и ног) и цепи (позвоночник).

Для ша­манского фольклора всех народов, очень характерна тема замены глаз и ушей. Чтобы шаман мог видеть и знать “причины” явлений, являющиеся частью двух миров, реальностью и сном, для этого шаманы получают духовными глазами и ушами. Духи меняет ему глаза, и протыкают уши, чтобы шаман мог видеть не­видимое и слышать неслышимое. В шаманизме считается, что за материальными глазами шамана находятся еще одни — внутренние, или духовные. Во время экстатических действий (камлание, танец) или во время сна, внутрен­ние глаза становятся самыми, что не наесть реальными и могут воспринимать как реальные глаза человека, которые в это время закрыты, и находятся как бы за внутренними глазами. Про­буждение от экстатического состояния — это открытие материальных глаз, при кото­ром автоматически происходит закрытие внутреннего зрения. В обычном состоянии мир воспринимается материальными глазами, тогда как внутренние глаза остаются закрытыми. Примерно так же обстоит дело и с внутренними ушами, которые шаману дают духи, чтобы он мог понимать шепот травы, пение птиц и голоса зверей.

Помимо глаз и ушей, духи изымают и мозг неофита. Они об­мывают его и вкладывают обратно в металлическую голову, ко­торую выковал кузнец. Так шаман получает про­зрачный ум, способный узнавать секреты злых духов и понимать причины болезней. Так избавившись от преходящего и гибнущего, от плоти и крови и сведя свое тело к его субстанциональной основе, как бы приобщившись к вечности, шаман посвящает себя служению, отождествлялась с той первоосновой, которая будет существовать столько сколько же сколько солнце и ветер.

Сюжеты с принесением себя в жертву, расчленением и варкой своего тела (тапас в древнеиндийской традиции) на огне присутствует в сюжетах развитых религиозно-философских направлений мысли древнего человека. Архаическая мифопоэтическая космогония составлялась на протяжении тысячи лет существования древних популяций людей, где шаманизм был основополагающей мировоззренческой картиной, в рамках которой существовал весь человеческий род. Шаманизм оставался шаманизмом, пока психотехнический и космотеологический (архаический по своему характеру) аспекты его находились в гармонии и согласии. Но как только переразвитие психотехник привело к осознанию недостаточности старых мифов и космологий, уже не соответствующих, ни как формы описания нового опыта, ни как его концептуальной опоры, шаманизм вступил в кризис, приведший в отдельных случаях к появлению религий высшего порядка (характерный пример – даосизм).

Исследователи, занимающиеся изучением древних культур, отмечают также, что развитие и совершенствование шаманской психотехники привело к восприятию более высоких областей духовной реальности и потому с необходимостью потребовало изменения картины мира. Изменения, которые происходили в обществе, постепенно отображались в самой шаманской традиции, постепенно создавая новые мифологии и новые культуры с развивающимися в нутрии них культами самотрансформациооного характера.

Так мы подходим к психотехникам чистого опыта, которыми являются индийская йога (тантрические варианты ее и конечно хатха йога), буддийское ее направление (дзогчен, тибетская тантрическая практика йоги), а также даосские религиозно-философские направления, поскольку все они обладают внутри своих систем методами и средствами постижения конечной истины, приводя к освобождению, спасению и самореализации.