Психопрактика вчера и завтра

Психопрактика вчера и завтра
22.10.2018
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.7.1.
25.10.2018

Сейчас нам доступна малая часть наследия шаманских психотехник, для трансформации личности человека, которые и поныне сохраняются в культурах народов Африки, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, России, Юго-Восточной Азии. Основой этому явлению (шаманизм) служит мировоззренческое единство, уходящее корнями в неолитическое прошлое человека, заключая в себе схожесть многих архаических культур, обусловливается близостью языковых моделей описания шаманских переживаний в разных традициях по всему миру.

 

Мышление и мировидение шамана существенным образом отличается от мышления «цивилизованного» человека. Архаическое сознание примитивных популяций людей было жизнеутверждающим, не спасающим от мира, а обучающим человека ориентироваться в нем и восхищаться его красотой.  С помощью разнообразных экстатических практик архаический человек учился у мира быть целостным, дабы в таком качестве, уметь управлять происходящими событиями вокруг. Сознание такого человека отражает свою невыделенность из природной среды, и опираясь на ее силы, несет в себе непротиворечивость по отношению к ее «устройству». В общем и целом, шаманское мышление сочетает в себе иррациональное, образное, рациональное, ассоциативное, нерасчлененное, отражает стремление не отгородиться от природы, а защитить себя другими способами.

 

Человек в архаическом мировоззрении не является венцом творения, а всего лишь его частью, ничуть не более выдающейся, чем все другие представители животного и даже растительного мира. Облик человека — лишь оболочка, которую можно сменить: отсюда рассказы о людях, превращающихся в медведя, рыбу, оленя, птицу, морского зверя или ведущих свое происхождение от них. Описание происходящего с людьми создавало мифологию, взаимосвязи явлений окружающего мира наделяли человека мистическим трепетом, а смелость и воля вкладывали в руки древнюю науку называющейся магией.

 

Магия и маги встречаются во всем мире, тогда как шаманизм представляет собой особую магическую «специальность», которую можно выделить особо: «укрощение огня», магический полет и т. д. Хотя шаман является, помимо всего прочего, также и магом, не каждого мага можно определить как шамана. Кроме того, шаман является лекарем, врачуя, прежде всего, душу человека он мог добиваться этого особыми техниками, часть из которых практикуется сегодня в «официальной» психотерапии. Каждый знахарь мог является целителем, но только шаман обладает своими особыми методами трансформации человеческой природы, тем самым имея возможность спасать жизни.

 

Каждый шаман — не только жрец, маг, лекарь, он и музыкант хранитель древних текстов, и поэт, и он же исполнитель. Несмотря на  многотысячелетнюю историю, в шаманских психотехниках до сих пор силен элемент импровизации. И хотя шаманская культура каждого отдельного народа имеет свои особенности и часто сильно отличается от шаманизма даже своих ближайших соседей, к нему нельзя относиться как к чему-то стабильному, устоявшемуся.

 

В Европе первые сведения о шаманах появились в XVII веке в записках путешественников, дипломатов, исследователей. В течение XVIII-XIX веков поток литературы о них постоянно нарастал. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой, как научные термины. Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят — кам; якуты — ойун; казахи, киргизы, туркмены — баксы или бакши; буряты и монголы — бё; эскимосы — ангакок; семанги, жители Малаккского полуострова — халак; меланау с острова Калимантан — оранг баех; индейцы команчи Северной Америки — пухакут; гурунги Непала – поджу.

 

Шаманизм был глобальным явлением, затронувшим большинство народов древней Евразии. Историки обнаруживают следы его присутствия даже в античной культуре. Ученые объясняют распространение шаманской практики и мифологии у древних греков контактами греческих колоний в Геллеспонте и на Чёрном море с скифскими племенами. К. Мойли первым описал шаманскую природу ряда скифских обычаев и указал на их отражение в греческой традиции, а также обнаружил шаманские элементы в греческой эпической поэзии. Советский востоковед Г.М. Бонгард-Левин в своей книге «От скифии до Индии. Древние арии: мифы и история» указал на взаимосвязи индоиранской традиции и шаманские истоки культуры народов Европы.

 

Современной археологической наукой пока не представлено данных определенно говорящих  нам о том, что народы, жившие в Западной Европе знали шаманизм. Но это и не исключается, потому что, например, во Франции, в бассейне реки Гаронны, в начале ХХ века была открыта пещера «Трех братьев» (Труа-Фрер), на стенах которой среди изображений датируемых верхним палеолитом (40-10 тысяч лет до Р. Х.) находится самое раннее, из известных в истории, изображение шамана — фигура пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогами оленя на голове и конским хвостом.

 

На протяжении многих веков с шаманизмом боролись такие мощные религиозные системы, как буддизм, христианство, ислам, а он выжил. Советский атеизм свой приговор шаманизму вынес впервые же годы советской власти, объявив его «мрачным пережитком феодального прошлого», а шаманов — «проходимцами» и «тунеядцами». Но и в этом идеологическом поединке шаманизм, хотя и понес крупные потери, не погиб.

 

Шаманизм уживчив и контактен, любые новые формы идеологии и технологические прорывы в будущее не выбивают у него почву из-под ног. В ХХ веке интерес к шаманизму, как это ни странно, не только не угас, а, напротив, активизировался.

В современной научной литературе часто встречается выражение «профессиональный шаман». Шаман сегодня — далеко не тот, что был в прошлом или даже в начале ХХ века. Это вполне современный человек, нередко молодой, имеющий высшее образование, светскую работу и вполне успешно продвигающийся по служебной лестнице. Но при этом он шаман (с несколькими поколениями шаманских предков, «избранный духами») и выполняет свои шаманские функции по отношению к своим сородичам.

 

Действительно, шаман — профессия. Общение шамана с духами — камлание — происходит в состоянии транса. Этот французский термин трактуется как помрачение сознания, отрешенность, самогипноз. Часто для описания состояния, в котором находится шаман, используют и другой термин — экстаз — греческое слово, означающее исступление, воодушевление, особое состояние, присущее поэтам и провидцам. Фактически начальное обучение и дальнейшее развитие шамана предполагало последовательное использование определенного набора методов позволяющих достигать необходимых состояний сознания. Анализ этих методов позволяет понять более поздние системы психопрактики.