“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.5.1

“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.4.3.
23.08.2018
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.5.2
06.09.2018

И.М. Сеченов писал о сигнальной функции чувственного образа следующее: «жизненное значение чувствования определяется, прежде всего, его отношением к рабочим органам, его способностью вызывать целесообразные реакции и уже на втором месте качественной стороной чувственных продуктов – способностью чувствования видоизменяться соответственно изменению условий возбуждения. В первом смысле чувствование представляет одно из главных орудий самосохранения, во второй – орудие общения с предметным миром, одну из главных основ психического развития животных и человека. Первой стороной чувствование всецело принадлежит к области физиологии, а второй оно связывает нашу науку с психологией».

У. Джеймс говорил, что душевные состояния сопровождаются телесной деятельностью. Любые психические явления каким-то образом могут быть отражены в двигательном аппарате человека, внутреннем или внешнем. Он отмечал, что ощущения и образы являются пусковыми моментами поведения и всегда сопровождаются изменениями в организме – мышечными реакциями и обязательно эмоциями. Самим фактом своего присутствия в сознании образы и ощущения способны «включать» движения организма, запуская моторную реакцию. Образ, ощущение или вербальная идея способны запустить движение. Внезапное возникновение образа восприятия или нового ощущения может вызвать у человека рефлекторный ответ, то есть моторную реакцию (моторная реакция на резкий раздражитель).

Результат возникновения в сознании образа восприятия и ощущения является не только моторной и психической, но и гораздо более сложный, многообразный и до сих пор очень слабо изученный нейрофизиологический и гуморальный ответ, физиологических и соматических реакций. Ответом могут быть изменения мышечного тонуса, приводящие к повышению или понижению артериального давления, изменение частоты сердечных сокращений, дыхания, перистальтики, потоотделение, изменению цвета кожных покровов и другим вегетативным реакциям, что сопровождаются в свою очередь, также разнообразными переменами самочувствия человека и появлением у него эмоций.

Онтологический контекст образного опыта «упакованного» в глубине внутреннего мира человека, поднимает проблему возможностей и условий его актуализации, «чувственная данность как бы упакована в многокачественный полифункциональный элемент опыта, благодаря которому в каждый момент времени человек ориентируется и в мире, и в себе самом». В окружающем нас мире явлений, без психических моделей (сознания), есть лишь невоспринимаемое и невещественное «нечто». Именно сознание создает объекты, предметы и их свойства и действия, тем самым  овеществляя окружающую реальность.

Сенсорные модели сознания придают физической реальности чувственную вещественность, не создавая в ней, все же, понятные сознанию сущности. Это уже происходит в сознании на уровне символического моделирования, где понятия и конструкции из них конструируют чувственную вещественность физической реальности, облекая в «плоть» физические сущности,- предметы, вещи, явления, свойства и т.д.

Сбор информации требует соответствующей перцептивной системы – соответствующей в том смысле, что ее состояние может быть целесообразно изменено контактом со структурированным световым потоком. Особое значение в контексте сказанного начинает играть не столько поиск и прием полезной информации, сколько ее интерпретация – включение в смысловые контексты или семантические поля воспринимающего субъекта. Таким образом, созданные, или по-другому сконструированные нами «психофизические схемы» собирают информацию, изменяются ею, используют ее. Сама же по себе информация, как токовая, не меняется поскольку она уже содержится в световом потоке (электоромагнитном потоке). Сбор информации специфицирует сообщение, представляя его в потоке событий, а также раскрывая его информационную значимость и содержание. Организм активен, делая одно, он оставляет другое в покое. Обладая практическим интеллектом, он направляется к цели, не осознавая всех тонкостей интуитивного процесса. Для того чтобы снять с дерева понравившееся яблоко, не нужно отфильтровывать все остальные, мы просто их не срываем. Сначала сбор нужной информации из окружающего мира происходит грубо и неэффективно, впрочем, как и обеспечивающая непрерывность перцептивного цикла исследовательская активность. Со временем благодаря перцептивному научению мы приобретаем способность к восприятию все более тонких аспектов окружения, вследствие чего, создаваемые нами модели, существующие в каждый данный момент, являются, в сущности, продуктом индивидуального жизненного опыта, а также самоактуализацией разворачивающегося цикла.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева подчеркивается момент рождения действия, как специфической человеческой единицы, обретающей себя в предвосхищении смысла того на что направлена деятельность. Под этим понимается цель, как осознанное предвосхищение будущего результата действия человека, образ желаемого результата. Образ предвосхищаемого результата начинает направлять действие и становится целью, будучи связан с определенным мотивом. Он разработал важное для понимания предвосхищений человека понятие «образа мира», как существующего постоянного фона, в который вписаны любые актуальные воздействия приобретающие свое значение для субъекта. Сущностные основы деятельностной природа образа мира, проявляются в наличии дополнительного измерения у него, существующего наряду со свойственными физическому миру измерениями пространства и времени.

В концепции физиологии активности Н.А. Бернштейна активное поведение также рассматривается как процесс решения организмом определенной задачи (целепологание), выступающей в форме образа потребного будущего результата. Образ потребного будущего в своей предвосхищающей роли выполняет функцию регуляции движений животных и человека, а также придает смысл всей двигательной задаче.

Нужно отметить, что существенным моментом описывающим поведение и деятельность человека является антиципация, как целостный интегральный процесс, пронизывающий все уровни психики и позволяющий предвидеть ход событий, действовать и принимать решения с определенным пространственно-временным упреждением. В теории «установки» Д.Н. Узнадзе, предвосхищение рассматривается как неосознаваемая установка, которая отражает смысл ситуации и подготавливает деятельность, связывая направленность деятельности и процессы сознания. Установка понимается Узнадзе, как неосознаваемая диспозиция к определенной форме реагировании, выступающая в качестве характеристики целостного состояния субъекта психической деятельности в момент его активности.

П.К. Анохин важную роль в деятельности человека отводит опережающему отражению. Оно может выражаться, например, в определенной позе или движении, и обеспечивается информационным механизмом (акцептор результата действия) ожидания результата. Организм человека как функциональная система использует этот механизм, как компонент целостной нервной системы, в различных формах предвосхищений. В его основе лежит механизм афферентного синтеза, позволяющий предвосхищать афферентные свойства того результата, который должен быть еще только получен в соответствии с принятым решением, опережая тем самым ход событий в отношениях между организмом и внешним миром.

Самосознание является наиболее  совершенной формой кодирования параметров внешнего мира, т.е. инструментом создания образа внешнего мира. Главным результатом восприятия можно считать формирование образов внешнего мира, однако, любой акт восприятия всегда приводит к изменению состояния организма и поэтому, изменение состояния, должно обязательно рассматриваться как необходимый компонент результата восприятия. Высшая нервная деятельность по самому характеру тех компонентов, которые организуют и направляют эффекторные звенья реализующих ее рефлекторные акты, является деятельность психическая. В структуре высшей нервной деятельности сигнальную функцию в актах поведения, или внешнего регулирования, несут психические процессы.

Вследствие конструктивного моделирования своего поведения система активно приспосабливается к окружающей среде, которая, в свою очередь, также видоизменяется как бы «навстречу ей». Процесс налаживания сосуществования, обустройства совместной «жизни» в экологии и теории сложных систем называют процессом коэволюции, а результатом является структурное сопряжение сложной системы и среды. Тут мы говорим об активном процессе адаптации, где происходит коммуникация  и коадаптация элементов друг к другу, а также и со средой, что и обеспечивает образование более полноценного и детализированного образа внешнего мира, в перцептивном образе субъекта восприятия. Познающее существо в окружающей его среде, и сама среда его собственной активности, обретают новые качества, которые можно рассматривать как метасистему, достигшая эффекта синергии.

Синергизм когнитивного агента и окружающей среды – один из базисных принципов в рамках энактивного подхода в когнитивной науке. Используемые Ф. Варелой идеи, восходят к французскому философу феноменологу М. Мерло-Понти, он писал « … Именно сам организм  — в соответствии с собственной природой своих рецепторов, порогами восприятия своих нервных центров и движениями органов – отбирает те стимулы в физическом мире, к которым он будет чувствителен».

 

Продолжение следует …