“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.4.

“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.3.2
27.07.2018
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.4.1.
09.08.2018

Сложноорганизованная сенсомоторная (от лат. sensus — чувство, ощущение + motor — двигатель) система организма человека – это есть взаимосвязанная система сенсорных и моторных компонентов психики. Она взаимообусловлевает определяя тем самым всю целостную структуру тела и сознания. В одно и тоже время она  и отделяет биологический организм от окружающей среды, и в тоже время, непосредственно функционально связывает в одно целое их энерго-информационные процессы множественными прямыми и обратными связями соединяя эффекторный «выход» организма с рецепторным «входом».

Известно, что функционирование самой сенсорной системы непосредственно связано с движением. На основании сенсомоторной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений. Процесс выполнения движений связан с уточнением постоянно изменяющихся условий, и возникающей, в следствии этого, новой сенсорной информации. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта отображает в жизнедеятельности организма целесообразно-приспособительный черты, являясь также важнейшим условием функционирования сенсорных систем создавая адекватный образ окружающего мира.

Воздействия среды воспринимаются рецепторами организма независимо от того, что послужило их исходной причиной – действия организма или спонтанные изменения среды. В организме нет специального «входа» для подключения цепи «обратной связи», информация о связи изменений среды с действиями организма вырабатывается не на рецепторном входе, а внутри центральной нервной системы, осуществляющей многочисленные сопоставления отображений эффекторных, рецепторных и других подсистем, вовлеченных в ту или иную форму избирательной активности.

Если рецепторы организма не способны воспринимать какие-либо воздействия, то его «информационный банк» оказывается закрытым для тех объектов, которые эти воздействия производят. Мы просто не замечаем того что существует вокруг нас. Примерами могут быть вопросы сенсорной ограниченности восприятия частоты электромагнитного спектра, ограниченность ресурсов внимания, и таких примеров достаточно много в современных направлениях естественных и гуманитарных знаний.

В живом организме эта ограниченность проявляется как избирательность восприятия воздействий со стороны среды, ведущая в свою очередь, к избирательности воздействий оказываемых организмом в обратном направлении на среду. В целом конечно же абсолютной закрытости авторегуляционного типа, как изолированности внутриорганизменной информации в принципе не существует, она относительна, так как определяться она может только лишь спецификой рецепторов, чья чувствительность качественно и количественно в сущности просто ограничена.

Хочется думать, что исследуя возможности организма человека, мы смогли бы отыскать в его структурных образованиях не признанные европейской научной мыслью морфофункциональные системы жизнеобеспечения, которые в рамках восточной традиционной медицины давно и широко используются. Здесь я в первую очередь имею в виду широко рассматриваемое, интегральное образование, определяемое мной как  кнально-меридианальная система человека и ее применение в современной оздоровительной практике, а возможно и в дальнейшем, необходимости признания важности этих системно-структурных образований в организме человека, которые в глобальном экологическом аспекте определят дальнейшее эволюционное развитие.

Продолжая далее, известно, что в простейших живых организмах рецепторы и эффекторы морфологически являются частями одной и той же гигантской цитоплазмы, которая служит субстратом информационного процесса, но субстратом с весьма ограниченными возможностями изменений, которые осуществляются только благодаря несовершенству авторегуляционных систем, допускающих некоторые отклонения параметром от усредненно-постоянного уровня. В сложных же организмах формируется нейронная структура, отдельные клетки, которые, изменяют свои состояния также незначительно, но в их совокупности обеспечивая настолько богатое разнообразие отношений между состояниями рецепторов и эффекторов, что возникает необходимость в образовании специальных компонентов, структурно составляющих центральную нервную систему. Функционально они представляются координаторами отображений внутренних воздействий, воздействий внешних, собственных изменений организма, включая и изменения эффекторов, что в дальнейшем, приводит к множественным изменениям в окружающей среде в результате производимых организмом действий.

И.М. Сеченова в конце XIX века впервые ввел в научный обиход понятие и термин «психомоторика» и в связи с этим он писал: «Жизненные потребности родят хотения (мотивы), и уже эти ведут за собой действия; хотение будет тогда — мотивом и целью, а движение — действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно».

Исходя из уже выше сказанного «сенсомоторика» подразумевает класс психомоторных реакций, которые связаны с работой направленных вовне органов чувств. Деятельность той или иной сенсорной системы считается привязанной к конкретной анализаторной структуре в мозгу, проявляя свою работу непосредственно в форме ощущений: — зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных и др. В тоже время есть все основания предполагать, что вся получаемая мозгом информация является полимодальным информационным процессом, который не локализуется только в одной области.

К сенсомоторным реакциям относятся многочисленные виды и разновидности простых сенсомоторных реакций, сложных сенсомоторных реакций, а также сенсомоторная координация. Выделяются не только сложно-координированные и многопараметрические биомеханические движения тела, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты, но и многообразные виды сенсомоторных реакций рук, ног, головы, туловища и др.

Вышеуказанная мысль И. М. Сеченова, как и сам термин «психомоторика», подчеркивает дуалистическую природу психомоторных реакций, их связующую функцию для объединения в единое целостное действие высших психических процессов и двигательно-телесной деятельности организма человека. Этой общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо.

В свете все того что уже было сказано о центральной нервной системе, думается, что И.М. Сеченов подходил к изучению закономерностей нервной системы на основе  важности ее общебиологической деятельности, во главу угла которой он ставит в именно рефлекс, как конкретную форму проявления общебиологического принципа приспособительного взаимодействия организма со средой. Он подчеркивает колоссальную роль этого общего принципа являющегося основополагающей формой деятельности нервной системы, как главного регулятора взаимоотношений организма с внешней средой.

Принцип рефлекса оказался той закономерностью, позволяющей говорить, на основе исследовательских данных, не только о работе спинного мозга, но и сближении в функциональном единстве морфологической структуры, актов деятельности субстрата психики, т.е. головного мозга со схемой работы нижележащих мозговых узлов. Соматические, гомеостатические функции обнаруживают свою природу биологически целесообразных актов, или управляемых реакций, а соответствующие им нервные центры именно исходя из этого, выступают по отношению к приспособительно-вариативным реакциям как управляющие устройства. Это изнутри сблизило пластичную схему рефлексорных регулируемых актов со структурой соматических рефлекторных реакций.

Центральным звеном этой системы является мозговая нейродинамическая структура, которая в тоже время является срединным звеном в структуре и целостного психического акта. В свою очередь, «внемозговые» компоненты, так сказать на соматической периферии, с необходимостью представляются  началом и концом целостного механизма. Исходной причиной на уровне соматического звена непосредственно является раздражающее воздействие объекта, а конечным обратная реакция организма, но уже опосредованная центром действия организма на объект. Такой целостный акт с его срединным внутримозговым звеном и внемозговой соматической периферией, смыкающей организм с объектом, и есть рефлекс в полном соответствии с общим, принципиальным смыслом этого понятия.

Таким образом, субстратом психического акта является не только мозговое звено, но и вся эта трехчленная структура, в которой центральное звено нельзя обособить от соматической периферии, потому как они каждый играют важнейшую роль. Только в своей целостной совокупности все эти компоненты составляют действительный, т.е. соответствующей реальной стороне дела, неделимый субстрат психического процесса.

И.М. Сеченов писал о своей рефлекторной теории психических процессов, говоря — «Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная. <…>  Как основа научной психологии мысль о психической деятельности с точки зрения процесса, движения … должна быть принята за исходную аксиому, подобно тому, как в современной химии исходно истиной считается мысль о неразрушимости материи».

В концепции И.П. Павлова, ядром и исходным пунктом всего концептуального аппарата также положено понятие рефлекса, как формы взаимодействия организма и среды, реализующего биологическое приспособление. В рамках рефлекторного принципа характер понятия сигнала определяется тем, что всякий рефлекторный акт, будучи ответной реакцией, всегда предполагает сигнализацию об объекте, на который направлен рефлекторный эффект, поскольку этот эффект должен соответствовать характеристикам объекта действия. Важное положение рефлекторной теории о том, что сенсорный образ есть эффект рефлексов развертывающихся в анализаторах, означает то, что «системный анализатор» состоящий как морфологическая структура из трех выделенных И.П. Павловым частей (рецептор, проводящие пути и центр) в тоже время функционально представляет собой рефлекторную дугу.

Сами анализаторы есть совокупность образований, активность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на органы. Так выделяются следующие анализаторы: болевой, вестибулярный (обеспечивающий анализ информации о расположение и перемещении тела в пространстве), вкусовой, двигательный, зрительный, интероцептивный (отвечающий за восприятие и анализ информации о состояниях внутренних органов), кожный (температурно-тактильно чувствительные возможности), обонятельный, проприоцептивный (ответственные в целом за кодирование информации об относительном положении частей тела), пространственные  анализаторы (обеспечивающий процесс восприятия внешнего пространства и положения в нем собственного тела), речедвигательный (отвечающий за восприятие и анализ информации от органов речи, мышц изменяющих напряжение голосовых связок), речеслуховой (отвечающий за восприятие устной и вокальной, а также письменной речи), слуховой, температурный. Этот огромный перечень системных механизмов в теле человека, подтверждает ту мысль, что информационный процесс, есть собранность на основе работы всех структурных единиц (система анализаторов), в целом является мультисенсорными.

В отношении к трем морфологическим элементам рефлекторной дуги, система анализаторов может быть описана следующим образом, — периферическая часть этой системы включает в себя не только начало, но и ее конец, не только рецептор, но и эффектор, которые могут, как частично расходится, так и частично совпадать. Промежуточная проводящая часть анализатора должна осуществлять двустороннюю, не только центростремительную, но и обратную центробежную связь периферической рецепторно-эффекторной части анализатора с его корковой частью. Центральная корковая часть анализатора является в собственном смысле центральной не только морфологически, но и функционально – она среднее звено рефлекторной дуги не только выходящее за пределы анализатора исполнительных рефлексов, но и рефлексов, осуществляющихся в самом анализаторе.

Завершением концепции как у И.М. Сеченова, так и И.П. Павлова является понятие о сигнальной функции нервных и нервно-психических процессов, также с необходимостью вытекающее из категории рефлекса как способа уравновешивания и развившееся в ее составе. Эта система понятий отражает различные формы уравновешивания организма со средой, по-разному реализуемые в безусловных и условных рефлексах.

Продолжение следует…