Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u0038684/data/www/xn--e1adhhknvh3eo2c.xn--p1ai/wp-content/plugins/revslider/includes/operations.class.php on line 2715

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u0038684/data/www/xn--e1adhhknvh3eo2c.xn--p1ai/wp-content/plugins/revslider/includes/operations.class.php on line 2719

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u0038684/data/www/xn--e1adhhknvh3eo2c.xn--p1ai/wp-content/plugins/revslider/includes/output.class.php on line 3615
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.4.3. — Индивидуальные тренировки по йоге

“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.4.3.

“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.4.2.
16.08.2018
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.5.1
30.08.2018

Синергетический подход к осмыслению процессов познания и деятельности человека, совпадает с динамическим подходом, развивающимся в когнитивной науке. Использование динамических представлений в описании явлений окружающего мира, было положено еще в начале зарождения кибернетической эры. Динамический подход сегодня, обеспечивает принципиально иное рассмотрение природы когнитивных систем, представляя их с позиций последних достижений нелинейной теории сложных адаптивных систем.

Развитие динамического подхода в когнитивной науке было запущено биологом и философом Ф. Валера, в соавторстве с профессором философии Э.Томпсоном, совместно они  сформулировали принцип о «воплощенном или инкарнированом познании», суть которого можно символически выразить словами «ум как движение». Этим принципом был заложен фундамент нейрофеменологии, в которой по-новому раскрываются процессы восприятия и двигательной активности, демонстрируя их неразрывную связанность в живом процессе человеческого познания.

Согласно теории воплощённого познания, между чувственно-моторным опытом и поведением человека, его эмоциями, регулятивно-волевой направленностью на принятие решений, существует сложная связь. Прослеживается психосоматическая связанность, которая может быть построена по принципу нелинейной циклической причинности, указывая тем самым на существующие телесные нити управляющие разумом. Мы существуем как воспринимающий и мыслящий ум, являющийся нам телом в движении. Телесное познание, есть движение и действие в целостном проживании экзистенции личностной истории. Человек мыслит, используя свое тело, а не только мозг, как высший орган в структуре центральной нервной системы. Тело и душа, мозг и сознание — находятся в отношении циклической и взаимной детерминации. Возможно, что мышление это не только мозговая деятельность в нашем теле, а некий процесс составленный всем телесным функционалом. Существующий язык тела, составляющий основу невербальной коммуникации, может быть подтверждением тому.

Мозг функционально взаимосвязан с физическими факторами внешней и внутренней сферы восприятия, а комплексы ощущений связываю нас как с бессознательными, так и с сознательными мыслительными процессами. Нейрофеноменологические исследования сознательных процессов большое значение придают достижению близости к глубинному опыту субъективности. Одной из главных трудностей, возникающих у субъекта при постижении глубинных смыслов «Я», является непрозрачность отношений между осознаваемым и неосознаваемым. В этих сложных процессах нейроменологическая наука важнейшую роль отводит интуиции. Для понимания собственного опыта важна связь с «когнитивным бессознательным», которое помогает создать описание континуальной целостности в понимании мира. Интуитивное опытное восприятие, основанное на  мгновенном схватывании целостности, существует в нашем теле в виде невербальной автоматической аффективности.

По самой своей сути когнитивные процессы являются процессами информационными. Самопознание имеет дело с поиском знаний, накоплением, анализом, категоризацией информации о себе. Самопознание и самопонимание объединяет рефлексивный характер психической деятельности субъекта. Рефлексия (со-знание) выступает в роли самоорганизации и саморегуляции внутреннего мира субъекта. Образы нами  созданные или репрезентации моделируют изменения в структурах тела. Сами же образы представляются нам порождениями, в результате взаимодействия с окружающими физическими средами, электромагнитными колебаниями, гравитационными полями и с чем-то еще, что мы себе плохо пока представляем.

В психофизиологии была создана целостная концепция объясняющая механизмы психических процессов, при помощи которой осуществляется построение объективного образа окружающей действительности. Разработал ее психофизиолог Л.М. Веккер. Им были выдвинуты ряд предположение о том, что базовым уровнем, лежащим в основе всех психических процессов, является уровень тактильно-кинестетических ощущений. Психический процесс происходит в теле, а психический образ проецируется и размещается во внешнем по отношению к телу пространстве, там, где находится объект. Создавая тем самым незримую нить, связывающую телесную организацию и окружающий мир событий через проекцию образа окружающего мира. Психический образ является регулятором движения и действий.

Л.М.Веккер акцентировал внимание на то, что приходящие извне сигналы на входе в анализатор обязательно перекодируются на язык нервных кодов, а чтобы стать фактом психической жизни, они должны трансформироваться в психический образ. Модальность образа и его отдельные модальные характеристики являются выражением специфики «психической плоти» образа, выражая качественные особенности психической ткани, из которой образ соткан. Разная модальность видов этой «ткани», в свою очередь, обусловлена тем системным набором сенсорных анализаторов, которыми оснащено тело человека. Эмпирические исследования показали, что тактильно-кинестетические образы, являются основополагающим уровнем, исходной базой всех остальных образов, что подтвердило гипотезу, высказанную Л.М. Веккером об особой роли в когнитивном процессе развития тактильно-кинестетического модальности. Занимаясь изучением механизмов формирования тактильного образа, Л.М.Веккер построил оригинальную концепцию, объясняющую возникновение феномена проекции применительно к образам ощущения и восприятия. Образы ощущений мономодальны, восприятия же полимодальны и в текущих представлениях человеческой памяти могут быть воспроизведены все виды модальностей первичных образов, если на то будет прямая необходимость.

Трансформация модальностей других видов в тактильно-кинестетическую при переходе через рубеж «образ-мысль», по предположению Л.М.Веккера, может повышать объективность воспроизведения носителя информации, т.е. самого объекта. Это близко идеям А.Н. Леонтьева о многомерной структуре образного сознания, где особой ролью обладает “чувственная ткань”, которая является внутренней составляющей образа, осуществляющая функцию интегрирования всех компонентов (предметной отнесенности, значений, смыслов, знаков). Если речь идет о внутри телесных переживаниях, где кинестетические ощущения на основе механизма интроспекции, играют очень существенную роль в организации данных переживаний, являются по природе своей скорее полимодальными.

Кинестетическая модальность является ведущей в процессе осуществления движения, и именно через нее биодинамическая ткань движения наиболее естественным образом может трансформироваться в чувственную ткань образа. В своей модели сознания В.П. Зинченко наряду с рефлексивным уровнем значений и смыслов, выделяет онтологический слой “чувственную ткань образа” и “биодинамическую ткань движения”. Между ними существуют достаточно сложные взаимоотношения, они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другую. В.П.Зинченко предполагает, что «развернутое во времени движение, совершающееся в реальном пространстве, трансформируется в симультанный образ пространства, как бы лишенный координаты времени».

В одной из последних своих работ В.П. Зинченко разъясняет суть викарных действий (заместительные, приспособительные) совершенных с собственными нереализованными вовне моторными программами, обеспечивающими динамику внутренних форм слова, образа и действия. Получается, что мы мыслим и говорим внутри себя телесными формами. Это в свой черед близко к утверждению Л.М. Веккера о важной роли кинестетической модальности в организации процесса мышления.

Чувственная ткань, пронизывающая мышление, несет отпечаток индивидуальных особенностей сенсорно-перцептивной организации каждого человека, что было неоднократно подчеркнуто Л.М.Веккером. Он говорил о зависимости, и влиянии субъективных характеристик человека, от его эгоцентричности и его индивидуальной системы отсчета (то где и кем мы воспитаны), на модификации пространственно-временных и модальных характеристик образа при переходе к мысли.

На самых глубинных уровнях мышления, где сплетаются воедино значения, образы, смыслы, переживания и действия, на первый план в организации полимодальных комплексов выходят, по-видимому, наиболее обобщенные тактильно-кинестетические ощущения и чувствования, о которых писал в своих работах Л.М.Веккер. Это те самые воспринимаемые «тепло-тепло» или «холод-холод», или ощущения верного или неверного направления движения мысли, которое лежит в основе интуиции. Французский математик и механик Ж.Адамар описывал эти смутные чувства-ощущения, отличающие математиков от тех, кто не обнаруживает математических способностей, «это интуитивное чувство математического порядка, которое позволяет нам угадать гармонию и скрытые соотношения».

Л.М.Веккер определил контуры проблем в своей теории интеллекта и предложил свое решение трудных проблем указывая, что у каждого человека в течении жизни складывается особый баланс познавательных процессов, на основе которого вырабатывается специальная система субъективных «кодов», так сказать, средств субъективного представления действительности (индивидуальная объективная реальность). Им были указаны рубежи, разделяющие человека ощущающего и человека мыслящего, который действует в контексте его жизненных обстоятельств. Он писал «Создать мост и перейти через этот рубеж — значит соединить «территорию» психических и непсихических явлений общностью феноменологических характеристик и управляющих ими закономерностей. Если со стороны психических явлений к этой границе примыкает ощущение, то со стороны физиологии непосредственно у пограничной линии располагаются нервные процессы, составляющие ту ближайшую нервномозговую реальность, из которой рождается ощущение, как простейшее психическое явление, обладающее, в отличии от психически неосложненного нервного процесса, исходным свойством предметной отнесенности.<…> объединение нервных и простейших нервно-психических процессов (ощущений) общими принципами механизма формирования и рабочей сигнальной функции осуществлялось рефлекторной теорией».

Продолжение следует …