“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.3.1

Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.2
11.07.2018
“Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками Часть 4.3.2
27.07.2018

Появление продолговатых животных форм явилось поворотным пунктом в истории развития центральной нервной системы, сменив округлость древнейших представителей животных форм. Это определило преобладание переднего ротового конца тела, который первым сталкивался с добычей и с опасностью, и тем самым, оказавшегося перед биологической необходимостью сигнализации всем прочим метамерам, о замене диффузной системы поглощения на централизованную систему, которая возглавила и объединила впоследствии их.

Так в головной части организмов сложились все предпосылки для появления телерецепторов, тем самым, каждая трансформация вела путем утончения и усовершенствования одной из древних контактных категорий (обоняние – из вкусового хеморецептора, слух — из вибрационной, зрение — из кожной фотохимической чувствительности) в существующие ныне модальности. Телерецепторы централизовали у животных возможность реагировать на раздражитель, отличный от собственных размеров его тела, что позволило выдвинуть на первый план локомоторные перемещения в пространстве всего тела как целого, оттеснив в число второстепенных частные метамерные реакции, преобладавшие в эпоху господства тангорецепторов.

Биологическая необходимость локомоций привела к возникновению мощных интегрирующих, синергирующих аппаратов центральной нервной системы являющихся по сути древнейшими у всех развившихся позвоночных вплоть до человека. Это способность к обширнейшим двигательным интеграциям и мышечным синергиям, привела в свою очередь дальнейшему усложнению и развитию способов взаимодействия с окружающим миром.

В ходе эволюционных изменений в организме выработалась способность, благодаря которой он успевает среагировать своевременно на изменения в среде, т.е. он начинает подготовку к реакции заранее, намного раньше, чем возникла та ситуация, ответом на которую должна служить реакция.

Первым физиологом начавшим изучать опережающие реакции был русский физиолог И.П. Павлов. Изучая условные рефлексы животных Павлов обнаружил что организм животного ведет себя так, будто он в состоянии предвидеть (прогнозировать) какие события наступят дальше.

Живые организмы научаются адекватно отвечать на ситуации предоставляемые жизнью  разбросанные от полной определенности до почти полной неопределенности вероятностного прогноза. Ответы на эти ситуации организм демонстрирует в виде условного рефлекса на одном конце, а на другом находится ориентировочная реакция, посредине же, ряд реакций имеющих черты как условной, так и ориентировочной функции биологического организма.

Все эти реакции являются реакциями на прогнозируемую ситуацию. Вероятностное прогнозирование — это моделирование вероятностно организованного мира, живущим в этом мире существом. Если бы он был абсолютно случайным, совершенно дезорганизованным, вероятностное прогнозирование не помогало бы жить в нем.

Наиболее изученным проявлений принципа опережающего отражения (по П.К. Анохину) на уровне нервного вещества является рефлекс. Известно, что рецепторно-эффекторные звенья рефлекса, составляющие предполагаемый субстрат психического процесса, будучи  состояниями этого субстрата, вместе с тем являются состояниями его взаимодействия с отображаемым объектом. В этом случае принимаемый живым организмом информационный сигнал (свет, звук и т.п.) является началом подготовки организма к важному, но еще не наступившему событию. В этих сигналах непосредственно запечатлены те свойства объекта, в терминах и характеристиками которых должны быть сформулированы некоторые компоненты психического процесса. Рефлекс таким образом выступает частным случаем такого взаимодействия, что запечатлено и в этимологии самого слова рефлекс (отражение).

Многоступенчатая структура обобщенного и преобразованного гениальным русским физиологом И.М.Сеченовым понятия рефлекс, схватывает единым принципом самые различные уровни общности, например: физическое взаимодействие организма и среды, биологическое приспособление, соматическая висцеральная реакции, элементарный поведенческий акт, социально детерминированное сознательное действие и собственно психические, внутренние процессы, не получающие объективированного выражения в исполнительных функциях.

Существующие нервные процессы в их простейших гомеостатических реакциях, сенсорно-перцептивные психические процессы в элементарных поведенческих актах, а также интеллектуально-эмоциональные процессы в сознательных, собственно человеческих действиях, объединены в концепции И.М. Сеченова общностью сигнально-регуляторной функции по отношению к собственно рабочему звену рефлекса, а именно эффекторному. Они играют роль сигналов-регуляторов по отношению к исполнительному звену акта, где рефлексам разных уровней сложности соответствуют различные по структуре и предметному содержанию регулирующие сигналы.

Из этого важного положение  вытекает следующий на наш взгляд принципиальный вывод о роли, исполнительной функции мышц, в процессе познания, которое сам И. М. Сеченова высказывал в своих гениальных работах. Он говорил о мышце не только как о рабочем органе, который делает животное животным, но и о том, что эти же самые органы сделали человека человеком. Ведь мышца представляется органом чувств, а мышечное чувство, по Сеченову, есть анализатор времени и пространства, а также воспитатель и руководитель не только других органов, но и самой центральной нервной системы, которая является высшим распорядителем поведения человека.

Так мы получаем основной биологический принцип приспособления организма к окружающей среде механизм гомеостатического регулирования. Этот принцип позволяет нам понять, что любая материальная система в физическом мире может существовать как «данная отдельность» лишь подчиняясь принципу уравновешивания с окружающей средой. И. П. Павлов, указывая на исходный характер понятия рефлекса, раскрыл его производный и самый общий физический принцип, а именно, будучи «главнейшей деятельностью центральной нервной системы» или по другому «ее основной функцией», рефлексы, вместе с тем, «суть элементы постоянного приспособления или постоянного уравновешивания».

Из этого положения мы можем сделать вывод о синергийной функции рефлексологического подхода и возможности его применения к адаптации целостного организма в окружающей его внешней среде. Так мы подходим к рассмотрению и использованию «рефлекторного механизма», исследуя основополагающие биологические принципы построения поведенческого механизма в окружающей среде, через его системно образующий процесс миотатического рефлекса.

Продолжение следует…