Соматические нити телесных движений

Моя телесность
01.03.2018
Эфирная плотность
22.03.2018

Наше тело хранит, законсервировав в своих глубинах память о жизни, которую мы проживаем, проживали и будем проживать. Все что ограничивало нас, все, что давало возможность стать и лучше, или хуже, все наши приобретения и потери, надежды и прогнозы.

Восприятие собственного тела чаще всего у нас начинается с интереса к своим телодвижениям, например скованность и некоторая неловкость в определенных положениях, наша реакция на это. То есть психологические наблюдения за чужими телесными реакциями, в момент взаимодействия с другими людьми, позволяют нам увидеть самих себя.

Язык нашего тела может быть совсем невидимым для нас самих и не капли не слышимым. Мы не замечаем его, но в тоже время, этот, же язык могут «слышать» люди вокруг нас. Это язык является посланием, которое мы несем в окружающий мир. Наша телесная двигательная активность создает нас, неся послание (образ нашей телесной оболочки), который «считывается» другими людьми и на основе этого формируют у них впечатление о нас.

Существенным является, по всей видимости, то, как мы научаемся сначала воспринимать свое собственное тело, чтобы потом другие смогли понять нас. Для большинства современных людей восприятие собственного тела начинается и заканчивается формулами типа « оно само по себе, я сам по себе», «и еще я туда ем».

В наивно-анатомической картине тела его внутренние части имеет способности перемещаться и взаимодействовать друг с другом (сердце в пятки ушло; все внутри опустилось). В субъективной реальности внутреннего тела нестабильно представляется и его размерность, оно часто описывается как сжимающееся или расширяющееся, как целиком, так и в отдельных своих частях (все внутри сжалось).

Обычно человеку крайне трудно заставить себя рассматривать анатомический состав своего собственного тела. Когнитивная модель «тело-биологический организм»  не пользуется большой популярностью в народе и по всей видимости поэтому не получила поэтому непосредственно и вербального оформления. Непопулярность биологической трактовки в обыденном сознании, по-видимому, объясняется и психологическими факторами. Не эмоционируя сохранять ясность видиния биологической основы и анатомического анализа структур и их функций, для общего понимание своего состояния для нас очень сложно. Некоторым из нас даже не надо посещать морг, достаточно увидеть порез и кровь.

Как системы органов расположены внутри нашего тела, какова их функциональная особенность, все это существует в нас лишь на уровне обыденного понимания – где-то там располагается печень, и ей после веселья и праздников, вместе с желудком бывает трудновато; тут где-то вроде бы легкие и простуда вместе с ними; там почки, тут кишечник, который у меня в животе, а про то, что ниже кишечника, так, в приличных местах вообще упоминать не комильфо.

Большинство наших психосоматических расстройств начинается с того, что мы отворачиваемся от своей телесности. Что-то в нас самих, вызывает желание отвернуться, закрыть глаза и не знать о существовании  того, что внутри нашего тела есть что-то непонятное, и значит пугающее. Возможно это представление о теле на основе каких-то усвоенных нами когда-то стереотипов, моделирующих все дальнейшие наши действия.

Наше собственное тело, будучи частью окружающего мира природы, менее понятно современному человеку, чем правила дорожного движения, бухгалтерский учет и многие другие вещи без которых мы уже не представляем своего сегодняшнего существования.

В повседневной жизни, и биологическая модель тела  как бы лишена «внутренней» наглядности. Тем не менее, биологические, натуралистические образы внутреннего тела становятся все более приемлемыми в рамках моделей «тело-дом», «тело-машина», когда мы привыкаем, а вернее настраиваем себя на восприятие тела, как привычного уже нам технически полезного инструмента.

Средство передвижение машина, заменяет нам одежду для тела, природная наша телесность, как бы еще глубже отдаляется от нашего восприятия, удаляясь от поверхности реального со-природного ей мира. Мой дом и моя машина, их комфортабельность составляют основу для моего внутреннего благополучия. Современные удобства, к которым  мы так  быстро привыкли, которые позволяют забыться, и забыть навсегда о своей телесной оболочке, оставаясь в «теле своего дома» и «теле своей машины», как в естественном биологическом своем теле.

Если вернуться к границам телесных ощущений, непосредственно нам данным, то мы обнаружим еще один вариант восприятия своего тела. Это прагматичный взгляд, где  тело всего лишь атрибут человека, необходимый ему для земного существования.

Этот способ ментальной репрезентации тела может реализовываться моделью «тело-компаньон». Тело не просто атрибут нашей повседневности, это наш спутник, с которым нам по пути, за которым закрепляется обязанность поддерживать своего компаньона и верно служить ему. Вот тут уже возможен диалог и постепенное возвращение утраченного языка для общения. Ощущения, от создаваемых движений телом, его внутренний структурно-функциональный настрой на взаимосвязь сознания и сомы, вот тут начало со-настройки психики и тела.

Динамический характер  глубинных процессов психики, и совместное с ними влияние интероцептивных ощущений на формирование образа внутреннего тела, переводит наше восприятие на уровень соматического рассмотрения природы человека, и тут уже можно говорить о повороте к себе. Возращение к корням человеческим.

По мнению Т.Ханны существует несколько разных подходов к восприятию и воздействию на физиологические процессы. Можно воспринимать тело, с его физиологией и анатомией, и через это знание воздействовать на тело. Вероятно, это тот медикаментозный процесс излечения, что сейчас повсеместно в рамках современной медицинской парадигмы, рекламируется с экранов телевизоров.

Другой взгляд представляется как восприятие сомы, с позиции первого лица, рассматривающего субъективную картину ощущений как соматическую, буквально здесь и сейчас. Соматическое рассмотрение, есть непосредственное видение, ощущаемое и воспринимаемое изнутри.

Понятием сома описывается богатый и постоянно изменчивый набор «идущих»  в теле ощущений, совершаемых действий, того что воспринимается в жизни каждого из нас непосредственно здесь и сейчас.

«Соматическая точка зрения дает глубочайшее понимание и открывает не ограниченные возможности, которые кажутся категорически невозможными с телесной точки зрения, которая является уже привычной позицией физиологической науки и медицинской практики» (Т.Ханна)

Исходя из соматической «точки зрения»  то, что каждый из нас чувствует, испытывает,-  это и есть мы с вами. Переживание является сенсомоторным явлением, в котором ощущение не может быть отделено от движения, а движение не может быть отделено от ощущения. Это то, что является основой личной реальности человека. То, что мы не ощущаем, чем не можем двигать, теряется для нас и становится чужим, а значит, в каком-то смысле мы этого страшимся. Опасностей мы страшимся, и стараемся их избегать, видимо из этого проистекает нежелание присмотреться к своему организму. Так мы постепенно год за годом исчезаем из своего поля зрения, теряем связь со своими телесными частями, от них потеря распространяется и на весь организм как целое.

Неврологические описания потери функциональных особенностей нашего тела можно рассматривать как потерю осознанных связей между подкорковыми слоями в мозге, что являются более древними образованиями, с более молодым верхним уровнем структур головного мозга.

При появлении «сенсомоторной амнезии», термин введенной в употребление Т.Ханной, верхние слои коры утрачивают контрольные функции, по причине включения подкорковых рефлексов. Вследствие этого происходит разбалансирование системных процессов в теле человека и, возможные уже в дальнейшем, разные психосоматические заболевания.

Преодолеть потерю, вследствие утраченной функции контроля можно при помощи сенсомоторного процесса напоминания коре головного мозга, отвечающей за произвольные движения, именно того, что она перестала ощущать и делать. Научая себя и свое тело, медленно выполнять и вдумчиво осознавать, все происходящее с ним, наблюдая как бы со стороны за своими движениями, мы тем самым решаем эту проблему. Через сильное произвольное мышечное сокращение вызывается такой же силы сенсорная стимуляция двигательных нейронов, таким образом «пробуждаются» спящие участки коры головного мозга.

Постепенно мы начинаем выстраивать осознанные движения, которые позволяют нам видеть самих себя и свое движение в пространстве внешнего окружающего нас мира, и тем самым, сплести тонкую нить, канал связующий нас внутренних и нас находящихся вовне. Паутина и соткавший ее паук, есть одно целое? Тело живого организма распределено в окружающем его мире, оно встроено в эту среду, которая есть отчасти он сам, и отчасти создана им самим. Где кончается тело паука сидящего на сплетенной им паутине?