Ритмы образующие человека.

Как справится с усталостью?
31.01.2018
Тело-сознание инструмент для работы с информационными потоками (продолжение 3.1.)
16.02.2018

Человек с древнейших времен вовлечен в разные ритмообразущие циклы окружающего мира. Цикличность природы составленная сменной восходов и закатов Солнца, сменной лунных месяцев с фазами Луны, приходом годового цикла, год за годом сменяющим даты в календаре.  Все эти циклообразующие ритмы существуют независимо от человеческой жизнедеятельности, но свободен ли человек от их воздействий? После полного светового дня приходит ощущение усталости, и мы четко понимаем, что нам необходим отдых в полной темноте. Мозговая деятельность требует переключения режимов и это циклично настраивает все наши биоритмы в теле. Автоколебательный процесс в биологической системе, можно охарактеризовать последовательными чередованиями фаз напряжения и расслабления, когда тот или иной параметр последовательно достигает то максимального, то минимального значения.

Мы вписаны своими телесными границами в ритмы под называнием циркадные. Это внутренние биологические ритмы организма с длительностью около 24 часов. Они заранее подготавливают организм, настраивая все физиологические процессы в соответствии с ежедневными изменениями в окружающем мире. Мы соотносим свой жизненный цикл с ритмообразуемыми природными процессами, что позволяет нам осознавать свое место в иерархически настроенных естественных циклах, тем самым получая возможность моделировать свое поведение.

Далеко ли мы ушли от тех поколений первых людей, что были управляемы своим страхом и всегда старались двигаться только при свете солнца, и с приближением ночи находили места для того чтобы укрыться от ужасов ночи и собственно от своего дикого страха. Необъяснимым образом мы чувствуем приближение сумерек, когда все «дневные» жители природы начинают затихать «прислушиваясь» к надвигающейся темноте. Бывает, забывшись на какое-то время, вдруг мы понимаем, что не заметили, как быстро, по нарастающей, приходит неуловимое разумом беспокойство, а следом за ним все погружается в темноту. Особенно это явственно это замечаешь в лесу.

Во все тысячелетия люди умели чувствовать и слышать своим телом, это надвигающееся предупреждающее понимание наступления темного времени суток. Точно такое же предчувствие но только от мощи восходящего солнца, наполняло людей новыми силами, а трансовые погружения в себя, открывали пути к осознанию энергетического потенциала, с непосредственным видением своей истинной природы и своего места в иерархии миоздания.

Таким образом, человек годами исследуя себя в измененных состояниях сознания, через самопогружение приходил к пониманию, что все вокруг наполнено жизнью и он часть огромного целого под названием Космос. Так осмысливая свои состояния, постепенно люди смогли отобразить в своих описаниях окружающего мира, космические и природные ритмы, назвав их именами «высших сил» наделив их могуществом и характером.

Мифопоэтические ритмы слова, появившись в сознании человека и явили ему отражение чего то большего чем он сам. Следуя за движением созвездий и планет, отслеживая движения животных и птиц, люди учились видеть окружающие их ритмы. Человек стал отражать окружающее, в его динамической основе, не потеряв при этом постоянство цикличности. У человека появились ритмичные движения, подражающие природным явлениям, животному миру,- это наполняло его уверенностью  в том, что он может понимать окружающий его мир, и готов сделать первые умелые  шаги, в направлении умения контролировать окружающий его мир. Так мы находим, возможно, первые опыты в практике магического воздействия ритмо-двигательной активности на окружающую реальность человека.

Шаманизм с его практиками управления силами природы (духами), загадочными явлениями, трансовыми состояниями психики, когда человек заболевал, праздновал важные события в жизни сообщества, — остается одним из ярких и существующих до сих пор, примеров, работы человека с ритмообразующими движениями. Исследования истории шаманизма указывают, что его корни, скрываются в очень очень далеком прошлом человеческого рода — свыше сорока тысяч лет.

Двигательные ритмичные практики в шаманизме являются посредниками между внутренней жизнью человека и внешним их проявлением в родоплеменной жизнедеятельности человека. Все движения шамана, существующие внутри магического пространства, основывались на усилии, прикладываемом к телу, создавая  из него инструмент знания, подконтрольный глубинной природе человеческого бессознательного. Постепенные ритмичные движения, переходя из покачиваний к вращениям, из одного ритма в другой, превращают шамана и его тело в проводник высшего знания. Таким образом, канал создаваемый через телесную природу человека-шамана, ввинчивается из Неба в Землю, создавая энергетический водоворот, проходящий через человеческое тело.

Движением своих рук и ног, космическая божественная сущность Шивы, создавая и разрушая миры ритмом своим, ведет жизнь через смерть. Древние ритмоводители в человеческих культурах были основополагающими принципами устройства всего живого вокруг.

Ритмичные движения во многих древних  культурах служили техниками для входа в измененное состояние сознания. Трансовые техники позволяли создать правильный настрой людей участвующих в охоте, праздничном событии или групповом лечении.  Движения, создаваемые человеком, описывали реальность окружающего его мира, создавая магическую связь через которую человек мог управлять неизвестной стороной его жизни. Так через познание взаимосвязей в природе и управление некоторой частью этих естественных  процессов, древний человек изучал себя, открывая их для самого себя.

Человек бессознательно в пантомимической модели имитировал свою силу и взаимосвязь с миром, где основы сосуществования его природных начал были продолжением окружающей его действительности. Первые самые простые двигательные акты были подражаниями животным, природным местам силы, деревьям, растительному миру. Всему тому, с чем человек чувствовал сопричастность, переживая эмпатическую  связь, и мог через телесно-двигательную объяснительную модель донести до своих членов группы важную  информацию.

Движения и позы могли составлять элементы интегративной системы, которая впоследствии уже становилась целостным ритуалом  с внутренне присущим ему образно-сюжетным мифом.  Движения и те состояния, достигаемые человеком, в тот момент, становились как бы иероглифом, несущим смысл образно- пространственного слепка реальности, навсегда оставаясь запечатленным в глубинах подсознания в правополушарной части мозга.

Ритмо-двигательная активность наполняла функциональным смыслом социальные  взаимоотношения, помогая выстраивать ритуализированную их часть, как способ установления связи с сакральным, создавая внутри сообщества коммуникативные способы передачи межличностной информации, а также строить отношения между полами внутри одного сообщества.

Все трансовые техники позволяли реализовывать потребность в снятии накапливающегося в глубинном пласте психики эмоционального и физического напряжения. Движения в ритмически настроенных и последовательно выполняемых схемах, в группе людей поставленных в определенном пространственном порядке (в круг, квадратом, в линии ит.п.) и  выполняемые синхронно, одновременно, в одном темпе и ритмичной структурой, могли  наделять участников сверхъестественной мощью.

Такие действа могли продолжаться от нескольких часов до нескольких дней, все зависело от цели данного действа. Участникам этих практик удавалось создавать и накапливать не только физическую мощь (ведь двигаться в определенном ритме с дыханием и переходами из разных поз, на протяжении хотя бы нескольких минут, бывает крайне затруднительно, что же говорить о сутках на пролет), но и психоэмоциональную стабильность, тем самым позволяя сонастроится членам группы, давая им необходимое примущество во время охоты или военных действий. Такие движения могли развивать ловкость, силу, точность движений в умении управляться с оружием.

Потребность в двигательной активности встроена в нас очень глубоко, на уровнях подсознательных основ, где человек со своим телом до сих пор является частью природного единства. Наши генотипные механизмы умело проявляют нашу сущность, позволяя двигаться все дальше от естественного природного состояния к все более развитым и с их помощью находить интегральную взаимосвязь телесного и психического.

Двигаясь в определенных ритмах, мы познаем окружающий нас мир, создавая те модели поведения, в рамках которых происходит наше развитие как вида и эволюция нашего мышления. Еще в утробе матери ребенок начинает чувствовать ритм ее движений, и все его последовательное развитие согласуется с тем, что вокруг него его матерью и им самим воспринимается. Ребенок, рожденный и в первый определенный период своей жизни не имеющий возможности на основе своих движений познавать окружающий мир, в дальнейшем своем когнитивном  развитии может значительно отставать от норм.

Так мы получаем для своего эволюционного движения единый интегративный мир, с иерархически целостной моделью, где взаимосвязи явлений  бывают сразу не видны, но однозначно, невидимыми нитями взаимодействий связующих ритмо-движений выстраивают мышление человека и его поведение.

Целостная личность несет в своей основе глубинные механизмы, реализующиеся в современной действительности через практику определенного типа движений, вписанных в поведенческую модель взаимодействия с реальностью. Так человек обретает самосознание, проходя этапами личностного роста, с расширением своих горизонтов, продвигаясь во всех направлениях, — извне во внутрь и возвращаясь затем через внутреннее к внешнему.